В конце XIX —
начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название
“символизм”. Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные
принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности. Среди символистов
присутствовало ожидание новой Богоматери, которая являлась синтезом Марии,
матери Христа, и обычной, скромной девушки. Вторым утверждением было то, что
“земная жизнь несовершенна”, из чего проистекало вечное подсознательное
стремление к Небесному, ирреальному. Напрямую связано с ним и следующее
утверждение символистов: в реальности подавлена любовь, а Вечная Женственность
есть олицетворение любви.
А. Блок очень
многое из теории В. Соловьева использовал и сделал основой своего творчества.
Однако также многое было переосмыслено поэтом. Вот почему лирический герой
Блока не столько типичный герой символизма, сколько синтез его с личностью
самого Блока. Если рассматривать этого героя в общем, не разделяя его образ на
различные сборники поэта, можно с легкостью определить черты, которые не
изменяются на протяжении всего блоковского творчества. Лирический герой
интеллигентен, чист душой, ему противны пошлость и обыденность реальности: “Я
не люблю пустого словаря любовных слов...”; его понимание земного
несовершенства и вера (а он верит) поднимают его на высокий уровень
нравственного и духовного развития — это от самого Блока. Естественно, что,
обладая всеми вышеперечисленными качествами, герой автора ярко выделяется из
толпы, понимает всю правду об окружающем мире и замечает то, чего не видят
другие. Лирический герой Блока — во многом сам Блок. Но обладающий возможностью
после пережитой трагедии, а зачастую и духовной смерти вновь возродиться для
того, чтобы “безумно жить”.
“Жизнь”
лирического героя напрямую связана с жизнью самого поэта, и сам он (лирический
герой) с каждым новым сборником автора становится все более и более трагичным и
сложным образом.
В первом
сборнике А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме” наиболее ярко проявляется единство
романтического и реалистического и свойственная поэту бивалентность образа.
Герой Блока — романтик, любящий, но не всегда страдающий. Счастье для него в
существовании идеала Прекрасной Дамы, а не в реализации любви к нему. Понятие
счастливой любви переосмысливается Блоком: быть счастливым не значит быть рядом
с любимой: земное чувство — ниже и упрощеннее идеала и самого героя.
Если бы злое
несли облака, Сердце мое не дрожало бы...
Скрипнула
дверь. Задрожала рука.
Слезы. И песни.
И жалобы.
Вот где
реализация счастья и душевного напряжения. Самореализация не в “Ты мой”,
“твоя”, “люблю”, “Навеки твой”, а в “предчувствии” тебя.
В следующем
сборнике “Распутья” мировосприятие лирического героя выходит за рамки
интимного. Поэта интересует жизнь в рамках реальности, то, что происходит
вокруг, то, неотъемлемой частью чего он стал. Невозможно понять его роль в
окружающем “хаосе песен воды и хрипящих звуков”. То ли он “мальчик больной, играющий
в жмурки с Вечностью”, то ли плачущий черный человек, “гасящий фонарики,
карабкаясь на лестницу”.
В следующем
сборнике “Город” кажется, что, несмотря на любовь поэта к городу, его
лирический герой смертельно устал от “зловонного кадила городской гари”.
В этот город
торговли Небеса не сойдут, — делает вывод герой. А значит, этот город не для
него.
“Снежная маска”
Блока делится на два цикла: “Снега” и “Маски”. От одного цикла до другого с
героем происходит душевная эволюция, и в “Масках” лирический герой Блока
впервые переживает духовную смерть. В “Снегах” он “непокорен и свободен”; он
опускается до земной любви, совершая трагическую ошибку: И как, глядясь в живые
струи, Не увидать себя в венце? Твои не вспомнить поцелуи На запрокинутом лице?
Только потом герой понимает свою ошибку: Я не открою тебе дверей.
Нет.
Никогда.
Слишком поздно.
Для него потерян чистый, высокий идеал, и в “Масках” “тайно сердце просит
гибели”.
“Все чаще я по
городу брожу. / Все чаще вижу смерть — и улыбаюсь”. “Вольные мысли” как нельзя
лучше передают душевную усталость поэта. “Моя душа проста”. После переживаний,
страданий и тоски лирический герой перерождается и начинает все сначала.
“Страшный мир”
— новая грань в мировоззрении поэта. Страшный мир — это реальность, которая
вытеснила из атмосферы, окружающей героя, все романтическое и возвышенное.
Страшный мир — это нелюбовь, не только окружающая его, но и “вытравившая” его
душу, которая “на последний путь вступая / Безумно плачет о прошлых снах”.
Опустошение и усталость рождают страсть. Ищущий выхода герой стоит перед
дилеммой: “Притворяться непогибшим / И об игре трагической страстей /
Повествовать еще не жившим” или отдаться “роковой отраде горькой, как полынь,
страсти”. Не будучи в силах сделать выбор, “унижаемый и злой”, герой делает
страшный для мира, для Вселенной вывод: Живи еще хоть четверть века — Все будет
так. Исхода нет...
Умрешь —
начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь.
“Я сегодня не
помню, что было вчера”, — пишет Блок в следующем своем сборнике “Возмездие”. Но
начинать жизнь сначала можно лишь с радостным чувством, он же “смертельно
болен” оттого, что его “земное сердце уставало / Так много лет, так много
дней...”.
К жизни
лирического героя возрождает его “небесное” сердце. “О, я хочу безумно жить!” —
пишет он в “Ямбах”. Вернувшись к жизни, Блок возвращается к страсти в сборнике
“Кармен”. Для героя “бушует снежная весна”. Но здесь уже намечается проблема,
которая позднее будет раскрыта в поэме “Соловьиный сад”: Здесь — страшная
печать отверженности женской, За прелесть дивную — постичь ее нет сил.
Там — дикий
сплав миров, где часть души вселенской Рыдает, исходя гармонией светил.
В этой поэме
Блок осмысливает проблему счастья: чему посвятить свою жизнь: гражданскому или
семейному счастью? Вывод? “Заглушить рокотание моря / Соловьиная песнь не
вольна!” Блок находит оптимальный выход: он объединяет интимную и
патриотическую любовь в одном цикле “Родина”. В письме к Станиславскому Блок
пишет: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”.
Слияние темы
Родины с темой любви находит свое выражение в отождествлении Руси с образом
женщины-крестьянки и возлюбленной лирического героя. Его образ в произведении
не однозначен и представляет собой синтез древнего воина и лирического героя,
чья жизнь переосмысливается во всех циклах и стихотворениях сборника поэта.
В каждом
стихотворении его образ изменяется под влиянием жизненного опыта А. Блока. В
последнем этапе творчества поэта его лирический герой — не герой Символизма, а,
скорее, собрание всего пережитого и перечувствованного Блоком.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/