Примерный
текст сочинения по произведениям А. Фадеева, М. Булгакова и Б. Пастернака
Чтобы иметь
полное и глубокое представление о какой-то исторической эпохе, необходимо познакомиться
с самыми разными, иногда полярными точками зрения, которые именно в силу своей
непохожести помогут лучше разобраться в этом. Революция 1917 года, как ее ни
оценивай, явилась переломным событием XX века. Она властно распорядилась
судьбами миллионов. Ее последствия были непредсказуемы даже для ее
организаторов и вдохновителей.
Поэтому,
естественно, к теме Октябрьской революции часто обращались самые разные
писатели, поэты, драматурги. Ведь она задела практически всех, включая и
последующие поколения.
Взаимоотношения
личности и революционных событий оказались в центре внимания в таких
произведениях, как "Разгром" А. Фадеева, "Белая гвардия" М.
Булгакова, "Доктор Живаго" Б. Пастернака. Различие трактовок
гражданской войны и революции было обусловлено мировоззрением писателей,
обратившихся к этим событиям в своих произведениях. Личное участие Фадеева в
боях с Колчаком и японцами на стороне Красной Армии, его искренняя убежденность
в правоте коммунистического мировоззрения определили жесткую идейную установку
романа "Разгром". В предисловии к нему писатель четко и откровенно
излагает свою авторскую позицию, заявив, что в гражданской войне происходит
отбор человеческого материала: все, не способное к революционной борьбе,
отсеивается, а все, поднявшееся из народных глубин, растет, закаляется,
крепнет. Уделяя основное внимание обрисовке характеров рабочей массы, Фадеев
создает в романе контрастные образы представителей интеллигенции — Левинсона и
Мечика. Они сражаются на одной стороне, в одном партизанском отряде, но пути
героев расходятся, приводя одного из них к предательству. На протяжении всего
романа Фадеев ничуть не скрывает своей антипатии к чистенькому интеллигенту
Мечику, который приходит в партизанский отряд Левинсона, увлекшись романтикой
революционной борьбы. Но вместо товарищей-богатырей его неприветливо и
насмешливо встречают суровые и грубые люди, издеваясь над его городским
пиджаком, правильной речью, чувствительностью и тонким воспитанием.
Разворачивающиеся в дальнейшем трагические военные события, чередующиеся с
бытовыми сценами, должны, по замыслу автора, убедить читателя в том, что юный
романтик, слишком ранимый и совестливый, совершенно неуместен в реальной
жестокой борьбе за новую жизнь. Мечик постоянно одержим сомнениями и
колебаниями; в нем нет железной воли Левинсона, интеллигента, безоговорочно
принявшего коммунистические идеи. По мнению писателя, человек, всецело
разделяющий их, не должен иметь ненужные и праздные мысли.
Именно к такой
категории людей относится главный герой романа Б. Пастернака "Доктор
Живаго". Он много размышляет о происходящем, но не может определить своей
идейной позиции: с кем быть, на чьей стороне сражаться. Юрий Андреевич как
военврач, хирург служит тем, к кому попадет, сражаясь то с белыми, то с красными.
Такое поведение героя должно убедить в том, что у него совершенно отсутствует
воля. Хорошо это или плохо? Что мы понимаем под волей в той ситуации, в которой
оказывается герой? Суровая обстановка гражданской войны ставила каждого
человека перед выбором, заставляя принимать быстрые и однозначные решения. И
то, что Юрий Андреевич Живаго все-таки не смог этого сделать, избавившись от
своих сомнений, говорит, наверное, не о слабости, а о его интеллектуальной и
моральной силе. Образованный, думающий человек с лирическим, даже поэтическим
отношением к миру прекрасно осознает громадность, грандиозность совершающихся
событий. Они происходят помимо его воли, уподобляясь могучей разбушевавшейся
стихии. Поэтому Живаго ощущает себя песчинкой, которую носит и метет по земле.
Может ли песчинка сопротивляться урагану? Конечно, нет. Поэтому совершенно
бессмысленно пытаться изменить ход событий, убыстрить или замедлить их. Тщетны
попытки вмешаться в революцию жестокого Антипова-Стрельникова, прямой
противоположности Юрию Живаго. Активно сражаясь на стороне красных, он
беспощадно подавляет всякое сопротивление революции. Но вся его кипучая
деятельность — лишь иллюзия активности. Он бессилен что-либо изменить, когда
красный террор настиг и его.
Грозная стихия
революции не щадит ни убежденного большевистского вождя, ни сомневающегося
интеллигента. Она несет кровь, горе и смерть. Насилие порождает еще большее
насилие и ожесточение людей. Такова картина революционной борьбы в Киеве 1918
года, изображенная М. Булгаковым в "Белой гвардии". Писателя нередко
обвиняли в отсутствии общественного миросозерцания. Такой политической
классовой позиции у Булгакова действительно не было. Он рассматривал
происходящие события с общечеловеческой точки зрения, хотя его герои вовсе не
чуждаются политики. Здесь и защитники монархии, участники белого движения, и
петлюровцы, и анархисты, и коммунисты. Но, несмотря на то, какие они идеи
исповедуют, кто захватил в городе власть, по-прежнему льется кровь, гибнут
люди, обесценивается человеческая жизнь. Можно понять и мужиков, "с
сердцами, горящими неутоленной злобой" против их вековых угнетателей,
ненависть солдатской массы к офицерству. Но нельзя осуждать и тех же
"прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов... сбитых с винтов жизни
войной и революцией". Писателя интересует в романе не борьба "великих
идей", разжигающих резню, а те вечные нравственные ценности, которые
помогут русскому народу выйти из глубокого кризиса, остановить кровавое колесо.
Это прежде всего та человеческая душевная красота, которая побуждает его
любимых героев, забывая о себе, помогать людям, заботиться о них, даже
жертвовать собой ради спасения молодых жизней. Герои Булгакова вовсе не
идеальны, они подвержены слабостям, ошибкам, но и в Турбиных, и в Мышлаевском,
и в Най-Турсе есть главное — порядочность, чувство чести, мужество, доброта.
Одним из самых
ярких эпизодов романа стала сцена смерти полковника Най-Турса, который, презрев
кодекс офицерской чести, отдал юнкерам странный, неожиданный приказ —
отступать, срывая погоны, кокарды и бросая оружие, а сам попытался прикрыть их
отступление, где и настигла его смерть. Поступок командира заставил Николку
Турбина, по-мальчишески мечтающего о славе, понять, что в мире, кроме красной и
белой правд, есть еще истина. И она в том, что главная ценность на земле —
человек, что истинный подвиг состоит не в том, чтобы повести в бой за идею
горстку юнкеров и тем погубить их, а в том, чтобы ценой собственной жизни
спасти их. Значит, гражданская война и революция помогают выявить сущность
каждого человека. Виднее становится беспринципность и слабодушие Тальберга,
мужа Елены, выросшие до размеров подлости. Именно в это тяжелое время
раскрываются высокие нравственные качества милой интеллигентной семьи, которая
становится своеобразным островком любви, добра и красоты, местом, где каждый
найдет помощь, совет, сочувствие. Пройдя через кровь и смерть, эти люди
остаются на своей земле, со своим народом. Роман Булгакова завершается
пророческими словами: "Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод, мор.
Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется
на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не
хотим обратить свой взор на них? Почему?"
Романы М.
Булгакова и Б. Пастернака – это и есть попытка заставить убивающих друг друга
борцов за идею обратить свой взор к тому вечному, чем прекрасна и ценна жизнь.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/