Лермонтов Михаил Юрьевич родился в Москве в семье армейского капитана.
Брак родителей был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных
несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова бабушка сама занялась его
воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской
губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно
владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на
воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских
народов остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие
горы Кавказа, приветствую вас!..", 1832).
В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется
полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона,
где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый
интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Байроническая поэма
становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг., поэмы
"Корсар", "Преступник", "Олег", "Два
брата" (опубликованы посмертно), "Последний сын вольности",
"Измаил-Бей", "Демон".
В 1830 Лермонтов зачислен на нравственно-политическое отделение
Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское
увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у
своей приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический
"цикл" 1830: "К Сушковой", "Нищий",
"Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."),
"Ночь", "Подражание Байрону" ("У ног твоих не
забывал..."), "Я не люблю тебя: страстей ...".
Несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное
чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова.
В эти годы (1830-1832) возникает жанр "отрывка" - лирического
размышления. Социально-политическая проблематика выступает у Лермонтова редко,
в системе философских и психологических размышлений ("Жалобы турка"
(1829) стих-я, посвященные европейским революциям 1830-1831: "30 июля.
(Париж) 1830 года", "10 июля (1830)", событиям Великой
французской революции : "Из Андрея Шенье", 1830-1831 и эпохе
пугачeвщины: "Предсказание", 1830. Так подготавливается проблематика
первого прозаического опыта Лермонтова - романа "Вадим" (1832?1834) с
широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А.
Лопухина (1815-1851), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней
Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. ("К Лермонтов"
("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой
красотою...", 1832, "Валерик", посвящение к VI редакции
"Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не тебя так
пылко я люблю", в "Княгине Литовской"). В 1830-1831 раннее
лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832;
"Желанье", "Отворите мне темницу", 1832;
"Русалка", 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические
группы: 1. русская история ("Последний сын вольности", 1831;
"Литвинка", 1832), 2. кавказская тема ("Измаил-Бей",1832;
"Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в
Петербург, надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако
ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. В 1832 сдает экзамены в
Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в
военно-учебном заведении. Быт школы в грубо натуралистичном виде отразился в
так называемых юнкерских поэмах - "Петергофский праздник",
"Уланша", "Гошпиталь" - все 1834.
В 1835 Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк
(сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек".
Лермонтов работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша",
начинает роман "Княгиня Лиговская". В романе "Княгиня
Литовская" (1836) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию,
предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов
работает над "Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое
он считал достойным обнародования.
В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу"
(1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка
Лермонтова создать исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего
законами боярской чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (1838).
Своего рода аналогом "Песни..." в лирике Лермонтова было
"Бородино", отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) -
"микро-эпос" о народной войне 1812.
В 1835-1836 выходит стихотворение "Смерть Поэта", написанное
сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был
арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах".
Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед"
("Кто б ни был ты, печальный мой сосед"), "Узник",
положивших начало блестящему "циклу" его "тюремной лирики":
"Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование
Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели,
картины маслом, рисунки, пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры; лучшие
из них связаны с кавказской темой.
Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X.
Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский
гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк,
стоявший в Царском Селе. В 1838 Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 -
годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный
круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А. Плетнeвым, В. А.
Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. В 1840 в Петербурге отдельными
изданиями выходят единственные прижизненные сборники "Стихотворения"
и "Герой нашего времени".
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений,
около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений.
Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" -
аристократическое общество молодежи, частью из военной среды, объединенное
законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников.
Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом
"Отечественные записки".
Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций
лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист",
"Тамань".
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло
столкновение с сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным
поводом было светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М.
А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен
Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта
защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся
примирением.
В 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ, где пишет целый ряд
стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг
друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок",
"Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна",
"Пророк".
В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе
своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском
семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой
вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь
стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном склепе в
Тарханах.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/