Вступление к
теме другими словами можно назвать предисловием. По замечанию Лермонтова,
предисловие является в книге, как первой, так и последней вещью. Сопоставлять
всякого автора с героем созданного им произведения и просто и трудно, потому
что автор связан со своим героем прямыми, но в то же время и таинственными,
необъяснимыми нитями. Потому что процесс творчества необъясним. Рассматривать связь
автора с героем можно в двух планах: первый - слияние автора с героем; второй -
взгляд автора на героя издалека, с позиций осуждения его пороков, его
высмеивания. Иногда эти взгляды могут сочетаться.
В предисловии к
"Герою нашего времени" М. Ю. Лермонтов говорит, что нарисовал
современного человека, какого он слишком часто встречал: "Автор этой
книги... Ему просто весело было рисовать современного человека, каким он его
понимает и, ... к несчастью, слишком часто встречал". Чем же Григорий Александрович
Печорин похож на своего создателя, Михаила Юрьевича Лермонтова? Каковы эти
признаки, черты, которыми обладали и тот и другой, как представители эпохи
3О-ых годов девятнадцатого столетия?
Во-первых,
Печорин - человек армейский, он военный, что было типично для дворянства 19
века. Он офицер и этим они с Лермонтовым схожи. Во-вторых, он участвовал в
дуэли, как многие тысячи в то время. Дуэль Печорина с Грушницким типична для
манеры поведения многих людей того времени. И для самого Лермонтова тоже.
В-третьих, он любовник чужой жены, что распространено среди людей во все века,
начиная с библейских времён. Печорин любит Веру, и она любит его, даже, может
быть, ещё больше, ещё сильнее, чем он её и хромой старичок, Верин муж, узнав об
этом, называет свою жену ужасным словом и увозит её из Пятигорска. По
современным изысканиям лермонтоведов такая ситуация была и у самого Лермонтова
и некой Смирновой, чей муж служил в канцелярии чести, он что называется,
светский человек, раб светских правил Бенкендорфа. В-четвёртых, он человек,
щепетильно относящийся к вопросам и предрассудков, он вступается за честь
княжны Мери Лиговской, на которую пало подозрение, что она тайком дарит офицеру
интимное ночное свидание, когда Грушницкий с засадой в саду чуть не ловить
выпрыгнувшего из окна Печорина.
Лермонтов в
своих жизненных отношениях с Николаем Мартыновым также не избежал мелких
вопросов чести, когда с гостиной генеральши Верзилиных был вызван на дуэль, за
то, что высмеивал перед женщинами Мартынова, как "горца с длинным
кинжалом". Печорин - разочарованный во всём меланхолик, что свойственно
романтическому веянию того времени в литературе, включая Байрона, и из
литературы перенесённому в жизненную манеру поведения, в тон, свойственный
личности, в моду. "Авось умру где-нибудь по дороге", имеется в виду
по дороге в Персию или далее, где нибудь за границей. Так может говорить лишь
тот, кто разочаровался в жизни, ничего больше от неё не хочет и не ждёт. Сплин,
тоска, были модны в то время и многие юноши надевали на себя эту маску, которая
иногда прирастала к лицу. Во многих стихах Лермонтова, например в таком, как
"Нет, я не Байрон, я другой..." звучит та же тема разочарования и
смерти: "Я начал раньше, кончу ране, Мой ум не много совершит. В моей
душе, как в океане Надежд разбитых груз лежит". Печорину присущ демонизм,
что так же было свойственно многим героям начала 19 века, вспомнить, хотя бы
стихотворение Пушкина "Демон", посвященное Раевскому. Лермонтов тоже
погружался в размышления о демоне, создав даже гениальную поэму
"Демон". Печорин - убийца, он застрелил на дуэли Грушницкого, что так
же является типическим явлением России и Европейского Запада.
По статистике
на дуэлях погибало огромное число дворян. Лермонтов не мог стать убийцей, это
главное различие его и Печорина, он не мог стать убийцей, так сказать по
определению. Не мог, скорей всего, стать им, даже если бы, наверное, захотел,
потому что по определению Пушкина: "Гений и злодейство - две вещи
несовместные". А Лермонтов гений. Отношение Лермонтова к своему герою, хотя
будто бы и высказано в предисловии, где он называет его безнравственным
человеком, порочным, выразителем болезни общества: "Иные ужасно обиделись,
и, не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как
"Герой нашего времени"; другие же очень тонко замечали, что
сочинитель нарисовал свой портрет..." На самом деле такое очень
неоднозначно, таинственно, оно не укладывается в пульсирующее, шевелящееся, не
одномерное, как само искусство, эстетические категории добра и зла, в этические
нормы "хорошо" или "плохо", это отношение как связь
художника, который черпает психологические переживания описываемого героя из
своего жизненного опыта, преломляя его, конечно, сквозь магический высказанное
Лермонтовым отношение к герою - есть, конечно, поза.
Его отношение
на самом деле кристалл творческого озарения. Дело в том, что Печорина все
любили: женщины - Бела, Мэри, Вера, его любил Максим Максимович, его скрытно
любил и одновременно завидовал ему Грушницкий. Они любили его за волю, за силу,
за то, что он мог то, чего никто не мог: ведь даже никто не мог захватить
засевшего в мазанке пьяного кровожадного казака. Печорин же смог, прыгнув в
окно, схватить его. И здесь выходит на поверхность истинное отношение
Лермонтова к Печорину, отношение автора к своему герою, как выходит оно на
поверхность хотя бы в такой сцене, как погоня Печорина за уехавшей Верой,
погоня, в которой он загнал коня. Переживания Печорина описаны столь высоко,
что в них сияет любовь автора: "Я молился, проклинал, плакал, смеялся...
нет, ничего не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять
её навеки Вера стала мне дороже всего на свете - дороже жизни, чести,
счастья!" Говоря в заключение о Лермонтове и Печорине, об авторе и его
герое, можно восхититься тем, что Лермонтов так любит Печорина, что он и сто
пятьдесят лет спустя, после своей трагической гибели заставляет невольно любить
своего героя, ведь его любят всё новые и новые поколения читателей. Сделать это
можно лишь великой силой искусства.
Список
литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/