Куприн А. И. - «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
Куприн А. И. - «Чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе
Куприн А. И. - «Чистый свет высокой нравственной идеи»
в русской литературе
Как
известно, Александр Иванович Куприн — писатель был психолог. Свои наблюдения
человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил
ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое
осознание всего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается
помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы живем,
иногда настолько загрязнен ложью, подлостью и пошлостью, что нам порой
необходим заряд положительной энергии, чтобы противостоять засасывающей
трясине. Кто же укажет нам источник чистоты? По-моему, Куприн обладает таким
талантом. Он, как мастер, шлифующий камень, открывает в наших душах богатство,
о котором мы сами не догадывались. В своих произведениях для раскрытия
характеров героев он использует прием психологического анализа, изображая
главным персонажем человека духовно раскрепощенного, стараясь наделить его
всеми теми прекрасными качествами, которые нас восхищают в людях. В особенности
же чуткостью, пониманием к окружающим и требовательным, строгим отношением к
себе. Примеров тому много: инженер Бобров, Олеся, Г. С. Желтков. Все они несут
в себе то, что мы называем высоким нравственным совершенством. Все они любят
бескорыстно, забывая себя.
В
рассказе “Гранатовый браслет” Куприн со всей силой своего мастерства развивает
идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами
на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным
способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит:
“...Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое
время не видел”. Что это? Вызов? Неужели же то, что мы чувствуем, не истина?
Есть же у нас спокойное умеренное счастье с нужным нам человеком. Чего же
больше? По Куприну, “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!
Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”. Только
тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и
нравственным.
Я
до сих пор не могу забыть, какое впечатление произвели на меня чувства
Желткова. Как сильно он любил Веру Николаевну, что смог покончить с собой! Это
же безумие! Любя княгиню Шеину “семь лет безнадежной и вежливой любовью”, он,
ни разу не встречаясь с ней, говоря о своей любви только в письмах, вдруг
кончает жизнь самоубийством! Не оттого же, что брат Веры Николаевны собирается
обратиться к власти, и не оттого, что вернули его подарок — гранатовый браслет.
(Он является символом глубокой огненной любви и одновременно жутким кровавым
знаком смерти.) И, наверно, уж не из-за того, что растратил казенные деньги.
Для Желткова просто не было другого выхода. Он любил замужнюю женщину так, что
не мог не думать о ней и минуты, существовать без того, чтобы не вспоминать ее
улыбку, взгляд, звук походки. Он сам говорит мужу Веры: “Остается только одно —
смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме”. Ужасно то, что к этому решению
его подтолкнули брат и муж Веры Николаевны, пришедшие требовать оставить их
семью в покое. Они оказались как бы косвенными виновниками его гибели. Они
имели право требовать покой, но со стороны Николая Николаевича была
недопустима, даже смешна угроза обращаться к власти. Как власть может запретить
человеку любить!
Идеалом
Куприна является “любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды”,
та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой
любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его
потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: “Ни жалобы, ни упрека, ни боли
самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: “Да святится имя Твое”. Слова
эти, которыми была переполнена его душа, чувствует княгиня Вера в звуках
бессмертной сонаты Бетховена. Они не могут оставить равнодушным и вселяют в нас
безудержное желание стремиться к такому же бесподобно чистому чувству. Его
корни восходят к нравственности и душевной гармонии в человеке.
Княгиня
Вера не жалела о том, что любовь эта, “о которой мечтает каждая женщина, прошла
мимо нее”. Она плачет от того, что душа ее переполнена восхищением перед
возвышенными, почти неземными чувствами.
У
человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие.
Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных
норм и стандартов. Таких людей, как они, людская молва возводит в ранг святых,
и долго живет о них светлая память.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.5ka.ru