(ЧЕЛОВЕК
ПЕРЕД ЛИЦОМ ЗЛА. ПО ПОВЕСТИ В. РАСПУТИНА «ПОЖАР» И РОМАНУ В. АСТАФЬЕВА
«ПЕЧАЛЬНЫЙ ДЕТЕКТИВ»).
В произведениях современных авторов все более
открыто начинают звучать ноты отчаяния. «Кто имеет уши слышать, да слышит!» —
сказано в Евангелии. Нельзя не вспомнить эти слова, читая повесть Валентина
Распутина «Пожар» (1985).
На складах сибирского поселка
лесозаготовителей внезапно вспыхивает пожар. Внезапно, но не случайно. «Пьяная
стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках»
рабочие, всеобщая безалаберность и безответственность стали обычным,
повседневным явлением в Сосновке. Сумятица и разброд еще более усилились с появлением
«бригады оргнабора» — незванных пришельцев, прозванных архаровцами и
различаемых по «коротким и дерганным движениям».
За картинами реального пожара без труда
угадывается общий символический план изображения: все наше общество, по мысли
В. Распутина, охвачено силой дьявольского пламени. Отсюда — всесветность
события, космические масштабы его показа. Главному герою Ивану Петровичу
Егорову кажется, что рвущиеся на пожаре голоса исходят не от конкретных людей:
«это стены, земля, небо и берега звучат человечьими словами — чтоб понятно было
людям».
Но более всего Ивана Петровича поражает
поведение поселковых жителей, стремящихся не столько потушить разбушевавшийся
огонь, сколько поживиться за счет государства. Тащили все, что можно было
утащить, а «маленький, скрюченный в три погибели» архаровец с «бабьим именем
Соня» погиб, сражаясь за бутылку даровой водки.
Однако нашлись и те, кто вместе с главным
героем не поддались всеобщему безумию. Как солдат на поле битвы, пал смертью
храбрых сторож дядя Миша Хампо, сам Иван Петрович и его жена Алена не щадили
себя, спасая государственное добро, и даже один из «архаровцев» Сашка Девятый
оказался верным и сноровистым помощником.
Конец повести многозначителен: на рассвете
Иван Петрович покидает поселок. Пожар перевернул его жизнь, показав то недоброе
в душах людей, что раньше скрывалось под приличной видимостью, а теперь
выступило наружу.
Почти одновременно с «Пожаром» Распутина
вышел роман В. Астафьева «Печальный детектив» (1986). Преднамеренно акцентируя
внимание на темных сторонах жизни, сгущая зло, которое (пусть и временно)
потеснило собой добро, В. Астафьев воссоздает, в сущности, ту же охваченную
бесовским пламенем действительность, что и В. Распутин в своей повести.
Стремлением понять природу зла объясняется выбор центрального героя романа —
бывшего милиционера Леонида Сошнина, который, как этого требует его профессия,
прежде всего обращает внимание на мерзости жизни. А их немало, и обрисованы они
писателем по степени нарастания, реалистически ярко.
Молодой шофер Ванька Стригалев способен
просидеть в своей «Волге» сутки, «не читая, а о чем-то медленно думая».
Родители беспутной Юльки, живя «в свое удовольствие», катаясь вокруг Европы и
по ближним странам, откупаются от дочери дорогими заграничными подарками. Сирота
«при родителях», предоставленная самой себе пятнадцатилетняя Юлька тем временем
«добивала себя с кавалерами». Кочегар Чича Мезенцев умер, месяцами не выходя из
своей кочегарки, куда его жена каждый вечер приносила по пол-литра водки.
Незадачливая бессердечная «мамуля» решила «хитро» избавиться от своего
новорожденного ребенка, закрыв его в автоматической камере хранения на вокзале.
Рушатся общество, человек, семья. Люди
забывают о своем долге и перед родителями, и перед детьми. Что можно сказать о
матери и отце — «книголюбах», которые, устав от троих детей и заимев
четвертого, уморили его голодом, скрываясь «не где-нибудь, не на темном
чердаке, а в читальном зале областной библиотеки имени Ф. М Достоевского»? Или
другой пример. «Папа с мамой поругались, подрались», ушли из дома и загуляли,
забыв о своем дитяти, которому не было и трех лет. И когда пришло время
взламывать дверь, люди настали ребенка, научившегося ловить тараканов,— «он
питался ими».
Духовное оцепенение, внутренняя спячка,
безразличие, бездушие общества привели к току, что на ведущие роли чаще всего
выдвигаются властолюбивые, бездуховные, пустые, неспособные к созидательной
деятельности люди, вроде тещи Сошнина Евстолии Сергеевны Чащиной, которую все
время держали на «должностях, где можно и нужно много говорить, учить,
советовать, бороться, но ничего при этом не делать». Подобные «пустобрехи», по
мысли Астафьева, и «проорали деревню», довели ее до того, что «села наши и
пашни опустели».
Леонид Сошнин, чаще других сталкивающийся
с человеческими пороками и преступлениями, воспринимает мир в серых, сумрачных
тонах, которые впоследствии сливаются в темные цвета. И вот уже в сознании
героя возникает символический образ «душной трубы» в «черной саже», из которой
вылетел «на метле веселой бабой-ягой или юрким бесом диавол в человеческом
облике и принялся горами ворочать». А в людях «под покровом тонкой человеческой
кожи и модных одежд» спрятался жуткий, «себя пожирающий зверь».
Однако никто не рождается преступником или
негодяем, ими становятся—и чаще всего добровольно Поэтому Астафьев, описывая
прошлое своих персонажей, стремится подчеркнуть то хорошее и светлое начало,
которое когда-то определяло их поведение. Так, до предела опустившаяся женщина,
по кличке Урна, ставшая «особенным существом со слепой, полубезумной тягой к
пьянству и безобразиям», имела когда-то мужа и детей, была талантливой
самодеятельной певицей Спившийся Чича Мезенцев, как выясняется, имел награды не
только за боевые, но и трудовые заслуги Даже преступник, угнавший самосвал и задавивший
насмерть ни в чем не повинных прохожих, был отмечен значком «за спасение людей
на пожаре».
Емким смыслом наполнена нарисованная
писателем симво-лическая сцена: посреди «беспросветной, серой планеты», в
центре Вейска, по самой «середке» проспекта Мира, неспешно следовала пегая
лошадь с хомутом на шее Пока ее хозяин «подзасел» в буфете с мужичками, она,
«ученая, самостоятельная», двигалась по направ-лению к своей конюшне.
Казалось бы, малопримечательный эпизод, но
В Астафьев умеет в будничном и малом обнаружить значительное и большое.
Неупорядоченной, развороченной, бездушной действительности, неразумности и
суетности человеческого существования противопоставляется размеренное,
неспешное шествие умного животного, как бы напоминающего людям об их утраченном
природном достоинстве Вот почему «коняга» производит «оживление» на улице:
народ, «единодушно» провожавший лошадь глазами, «светлел лицами, улыбался»
Заулыбался и Леонид Сошнин, ощутивший, как что-то «сместилось» в его душе, и
погода «дурная не так уж гнетуща», и проблемы бытия не так уж неразрешимы.
« Жить дальше и помнить тех, кто жил до
них», — такова одна из итоговых мыслей главного героя, которую, разумеется,
разделяет сам автор произведения «Помнить» — значит хранить и передавать от
поколения к поколению духовно-нравственные традиции предков, восстановить
разорванную «связь времен» и как-то налаживать расколотую, надтреснутую жизнь.
Астафьев приходит к той же мысли, что и Распутин: спасение может быть найдено в
любви к жизни и людям, по сравнению с которой «все остальное в мире — пыль,
хлам, дешевка ».
Важно только услышать эти призывы
современных писателей и прислушаться к их тревожным голосам.