Крушение идеи Раcкольникова. Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание"
Крушение идеи Раcкольникова. Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание"
Крушение идеи Раcкольникова. Ф.М. Достоевский.
"Преступление и наказание"
Беспредельность
желанна и разрушительна одновременно. Обратная дорога из этого запретного мира
почти невозможна. Герою предстоит перенести слишком многое, чтобы вернуться в
мир людей. Способен ли на это возвращение Раскольников?
В
финале романа Достоевский дает надежду на такое возвращение - лишь надежду.
Самое главное и самое сложное для героя - раскаяться: чтобы снова начать жить,
смотреть на мир иными глазами, необходимо покаяние.
Гордец
должен смириться. Покаяние - это не просто признание своей ошибки (простите, я
больше не буду!), но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему
надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз.
Покаяние
- это страдание: потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние - это
самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий путь.
Даже
на каторге Раскольников не хочет отступить от своей теории. Просто - думает он
- у него, именно у него, не получилось. А идея его - неподсудного людскому суду
героя - так и осталась в мире.
Все
изменяется лишь в эпилоге.
Достоевский
ищет истоки раскольниковской теории, глубоко и подробно исследует, как могла
зародиться эта идея в человеке, насколько изменила его личность. А параллельно
с этим идет не менее напряженный поиск выхода из тупика, в который попала
обольщенная дьявольской идеей душа, поиск пути назад - из бездны морального
беззакония в мир людей.
Зародившись
в воспаленном мозгу измученного героя, теория начинает самостоятельную жизнь,
порабощая и разрушая его личность, парализуя его волю. Избавиться от власти
этой идеи можно, лишь представив себе ее логическое завершение, въяве или
мысленно "прожив" ее до конца. И Достоевский заставляет своего героя
- а с ним и читателей - пройти этот путь.
Вооружившись
топором, идет Раскольников на "пробу" - убивать мерзкую старуху,
несущую только зло. Но жизнь нарушает разработанный героем сценарий: в квартиру
к старухе неожиданно приходит ее сестра - беззащитная, безобидная Лизавета.
Раскольников вынужден убить и ее. То, что Лизавета - юродивая, блаженненькая,
очень важно. В народе юродивые почитались Божьими людьми, и посмеяться над
таким человеком, а уж тем более обидеть его считалось делом недостойным и
тяжким грехом. Убийство же юродивого воспринималось как особо изощренное
вероотступничество... Все это знал Раскольников и убивать Лизавету не хотел, но
- отступать было уже некуда: все его движения подчинены отныне не свободной
воле, но идее.
Лизавета
гибнет - пролилась безвинная кровь. Гибнет и ее неродившийся ребенок: ведь
Лизавета, вероятно, беременна. К убийству юродивой добавляется и убийство
младенца.
Идея
заставила Раскольникова против его воли пролить человеческую кровь, стеной
встала между ним и миром, навеки отделила от матери и сестры. Он страдает, он
мечется в исступлении, чувствуя, что происходит что-то непредвиденное, что-то
страшное: "Разве я старуху убил? Я себя убил!" Душу свою убил,
уничтожил Бога в себе. Его преступление - есть истинное переступание запретной
черты, морального закона. И вот во сне происходит новое убийство: Раскольникову
снится, что старуха снова жива - и он вновь опускает топор на ее голову, вновь
ее убивает, добивает с ожесточением! Вспомните, ведь даже преступника не
казнили вторично, если почему-либо казнь не свершилась: оборвалась веревка,
пуля лишь ранила. Считалось, что сам Господь вмешался в людское правосудие. Но
в душе Раскольникова рухнули моральные преграды: он снова убивает ту, на кого
однажды уже поднял руку.
А
количество его жертв растет: "взяли" некоего Миколку, обвинив в
убийстве Алены Ивановны, - уже четвертая жертва. Пятой станет Пульхерия
Александровна - она не смогла пережить случившегося с любимым сыном.
И
наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории.
Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся
повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает
идти вслед: ведь гением-предводителем чувствует себя каждый. Разгораются споры,
которые переходят в драки, вспыхивают войны. Во имя счастья всего человечества
люди убивают друг друга - и все меньше живых остается на нашей планете,
охваченной вирусом наполеоновской идеи. Пустая земля, где люди перебили друг
друга, - вот логический итог теории Раскольникова.
И
только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи,
начинается - может наконец начаться - его путь к людям.
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.2. - М.: "Марк",
1994.
Кирпотин
В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова.- М.:
"Художественнаялитература", 1986.
М.М.
Бахтин. Проблемы творчества Достоевского. М.: "Алконост", 1994.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru