Критическое изображение армейского общества в повести А. И. Куприна «Поединок»
Критическое изображение армейского общества в повести А. И. Куприна «Поединок»
Критическое
изображение армейского общества в повести А. И. Куприна «Поединок»
Действие
повести относится к середине 90-х годов XIX века. Современники увидели в ней
осуждение армейских порядков и разоблачение офицерского состава. И это мнение
через несколько лет подтвердит сама история, когда русская армия потерпит
сокрушительное поражение в боях под Мукденом, Ляоляном, Порт-Артуром. Почему
это произошло? Мне кажется, что “Поединок” ярко и четко отвечает на
поставленный вопрос. Может ли быть боеспособной армия, где царит
античеловеческая разлагающая и отупляющая атмосфера, где офицеры теряются,
когда нужно проявить находчивость, сообразительность и инициативу, где солдат
доводят до отупения бессмысленной муштрой, побоями и издевательствами? “За
исключением немногих честолюбцев и карьеристов, все офицеры несли службу как
принудительную, неприятную, опротивевшую барщину, томясь ею и не любя ее.
Младшие офицеры, совсем по-школьнически, опаздывали на занятия и потихоньку
убегали с них, если знали, что им за это не достанется... При этом все сильно
пьянствовали, как в собрании, так и в гостях друг у друга... На службу ротные
ходили с таким же отвращением, как и субалтерн-офицеры...” — читаем мы.
Действительно, полковая жизнь, которую рисует Куприн, нелепа, пошла и
безотрадна. Вырваться из нее можно только двумя способами: уйти в запас (и
оказаться без специальности и средств к существованию) или пытаться поступить в
академию и, окончив ее, подняться на более высокую ступень по военной лестнице,
“сделать карьеру”. Однако способными на это оказываются единицы. Судьба же
основной массы офицерства — тянуть бесконечную и нудную лямку с перспективой
выйти в отставку с небольшой пенсией.
Повседневная
жизнь офицеров складывалась из руководства строевыми занятиями, контроля за
изучением “словесности” (т. е. воинских уставов) солдатами, посещения
офицерского собрания. Пьянки в одиночку и в компании, карты, романы с чужими
женами, традиционные пикники и “балки”, поездки в местный публичный дом — вот и
все развлечения, доступные офицерам. “Поединок” раскрывает то
обесчеловечивание, душевное опустошение, которому подвергаются люди в условиях
армейской жизни, измельчание и опошление этих людей. Но иногда они прозревают
на какое-то время, и эти моменты страшны и трагичны: "“Изредка, время от
времени, в полку наступали дни какого-то общего, повального, безобразного
кутежа. Может быть, это случалось в те странные моменты, когда люди, случайно
между собой связанные, но все вместе осужденные на скучную бездеятельность и
бессмысленную жестокость, вдруг прозревали в глазах друг у друга, там, далеко,
в запутанном и угнетенном сознании, какую-то таинственную искру ужаса, тоски и
безумия, И тогда спокойная, сытая как у племенных быков, жизнь точно
выбрасывалась из своего русла”. Начиналось какое-то коллективное безумие, люди
словно теряли человеческий облик. “По дороге в собрание офицеры много
безобразничали. Останавливали проходящего еврея, подзывали его и, сорвав с него
шапку, гнали извозчика вперед; потом бросали эту шапку куда-нибудь за забор, на
дерево. Бобетинский избил извозчика. Остальные громко пели и бестолково
кричали”.
Армейская
жизнь, жестокая и бессмысленная, порождает и своеобразных “чудовищ”. Это
опустившиеся и отупевшие, закосневшие в предрассудках люди — служаки, пошлые
мещане и нравственные уроды. Один из них — капитан Слива. Это тупой служака,
ограниченный и грубый человек. “Все, что выходило за пределы строя, устава и
роты и что он презрительно называл чепухой и мандрагорией, безусловно для него
не существовало. Влача всю свою жизнь суровую служебную лямку, он не прочел ни
одной книги и ни одной газеты...” Хотя Слива и внимателен к солдатским нуждам,
но это качество сводится на нет его жестокостью: “Этот вялый, опустившийся на
вид человек был страшно суров с солдатами и не только позволял драться
унтер-офицерам, но и сам бил жестоко, до крови, до того, что провинившийся
падал с ног под его ударами”. Еще более страшен капитан Осадчий, внушающий
“нечеловеческий трепет” своим подчиненным. Даже в облике его есть что-то
звериное, хищное. Он настолько жесток с солдатами, что в его роте ежегодно
кто-то кончал жизнь самоубийством.
В чем же
причина такого духовного опустошения, нравственного уродства? Куприн отвечает
на этот вопрос устами Назанского, одного из немногих положительных персонажей
повести: “...так и все они, даже самые лучшие, самые нежные из них, прекрасные
отцы и внимательные мужья, — все они на службе делаются низменными, трусливыми,
злыми, глупыми зверюшками. Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из
них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит”; “...для них служба
— это сплошное отвращение, обуза, ненавидимое ярмо”.
Спасаясь от
мертвящей скуки армейской жизни, офицеры стараются придумать для себя какое-то
побочное занятие. Для большинства это, конечно, пьянство и карты. Некоторые
занимаются коллекционированием и рукоделием. Подполковник Рафальский отводит
душу в своем домашнем зверинце, капитан Стельков-ский превратил в хобби
развращение молоденьких крестьянок.
Что же
заставляет людей бросаться в этот омут, посвящать себя армейской службе? Куприн
считает, что в этом отчасти виноваты представления о военных, сложившиеся в
обществе. Так, главный герой повести подпоручик Ромашов, пытаясь осмыслить
жизненные явления, приходит к выводу, что “мир разделялся на две неравные
части: одна — меньшая — офицерство, которое окружает честь, сила, власть,
волшебное достоинство мундира и вместе с мундиром почему-то и патентованная
храбрость, и физическая сила, и высокомерная гордость; другая — огромная и
безличная — штатские, иначе шпаки, штафирки и рябчики; их презирали...” И
писатель выносит приговор военной службе, которая с ее призрачной доблестью
создана “жестоким, позорным, всечеловеческим недоразумением”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/