Брюсов Валерий Яковлевич родился 1 (13) декабря 1873 года. Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца - купец из бывших
крепостных, а дед со стороны матери поэт - самоучка А. Я. Бакулин. Отец
увлекался литературой и естественными науками. В частную гимназию Ф. И. Креймана (1885—1889) Брюсов был принят сразу во
II класс. На втором году обучения вместе с одноклассником В. К.
Станюковичем он издает рукописный гимназический журнал "Начало", через
который впервые осознает себя "литератором". В 1889 г. он выпускает рукописный "Листок V класса", в котором обличает
гимназические порядки. Из-за этой статьи у Брюсова обостряются отношения с
администрацией, вследствии чего ему приходится перейти в гимназию Л. И.
Поливанова (1890—1893). В это же время Брюсов переживает ряд первых
юношеских увлечений, особенно сильный след в его душе оставила любовная
связь со скоропостижно скончавшейся в 1893 г. от оспы Е. А. Масловой
(Красковой), которой он посвятил множество стихотворений и последние главы
(под именем героини Нины) повести "Моя юность". В 1893—1899 гг. Брюсов учится на историко-филологическом факультете
Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и
Лейбница, слушает курсы истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградова, ходит
на семинары Ф. Е. Корша. На годы учебы в университете приходится первый
начальный период осознанного литературного творчества Брюсова. В 1894—1895 гг. Брюсов издает три небольших выпуска сборника "Русские
символисты", в которых дает образцы "новой поэзии". Это был первый
коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники
была скандальной и оглушительной. В 1895-1986 году Брюсов издает первый авторский сборник стихов
"Шедевры", состоящий из двух изданий. Броское название, вызывающее
содержание и далекое от скромности предисловие, обращенное к "вечности и
искусству", вызвали дружное неприятие критики. В период с 1895 по 1899 год он сближается с известными писателями -
символистами: К. К. Случевским, К. М. Фофановым, Ф. Соллогубом, Д. С.
Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минским. На "субботах" Георга Бахмана, а
затем и на собственных "средах" Брюсов начинает регулярно встречаться с
московскими модернистами. В 1897 г. впервые выезжает за границу, в Германию. В этом же году женится
на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его спутницей жизни и помощницей в
литературных делах. С 1900 по 1903 г. Брюсов — секретарь редакции "Архива". Он публикует
здесь ряд статей, в том числе "О собрании сочинений Ф. И. Тютчева" (1898),
"Ф. И. Тютчев. Летопись его жизни" (1903). Осенью 1900 г. в издательстве "Скорпион" выходит третья книга лирики
Брюсова "Третья стража. Книга новых стихотворений. 1897—1900", открывающая
второй зрелый период творчества писателя. В марте 1903 г. Брюсов выступает с программной лекцией об искусстве
"Ключи тайн", воспринятой в качестве манифеста новейшего русского
символизма. С конца 1902 г. поэт некоторое время состоит секретарем в журнале "Новый
путь", публикует стихи, статьи, заметки, а также ведет рубрику
"Политическое обозрение". В это же время он входит в состав комиссии
Московского литературно-художественного кружка, а с 1908 г. — председатель
ее дирекции. Сборник "Венок. Стихи 1903— 1905 гг.", стал первым по-настоящему крупным
успехом поэта. В него наряду с историко-мифологическими сюжетами и лирикой
интимного плана, Брюсов включил стихи на злободневную тему войны и
революции. С фантастическим упоением, как на очищающую стихию судьбы,
смотрит поэт на войну и революцию. К 1909 году Брюсов становится признанным мастером "мужественной",
аполлонической лирики. В 1904—1908 гг. Брюсов является организатором, бессменным руководителем и
ведущим автором главного журнала русских символистов "Весы". После закрытия
"Весов" (1909), с сентября 1910 г. в течение двух лет Брюсов становится
заведующим литературно-критическим отделом журнала "Русская мысль". В первую мировую войну Брюсов в качестве корреспондента много месяцев
провел на театре военных действий. Вначале эта война казалась поэту
последней ("Последняя война", 1914), способной преобразить в лучшую сторону
человеческую жизнь. Однако через два с половиной года, мнение о ней Брюсова
изменилось ("Тридцатый месяц", 1917). Разочаровываясь в исходе войны и
политике, Брюсов все глубже уходит в литературу и научную работу. Он
обращается к переводам армянской, финской и латышской поэзии. В 1923 г., в год 50-летия поэта, правительство Армении присвоило Брюсову
почетное звание народного поэта Армении. Разочарование в победном исходе войны после непродолжительных колебаний
подготовило Брюсова к принятию Октябрьской революции. В 1920 г. он вступает
в Коммунистическую партию, работает в Наркомпросе, возглавляет президиум
Всероссийского союза поэтов, читает разнообразные лекционные курсы,
организует (1921) и руководит Высшим литературно-художественным институтом. Послеоктябрьские, преимущественно революционные сборники стихов Брюсова
("В такие дни", 1921; "Дали", 1922; "Спеши", 1924) знаменовали последний,
завершающий период творчества мастера. Умер поэт в Москве 9 октября 1924 года, похоронен на Новодевичьем
кладбище.