«Кончились всякие знамения, и наступили события...» (Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)
«Кончились всякие знамения, и наступили события...» (Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)
«Кончились всякие знамения, и наступили события...»
(Человек и история в романе М Булгакова «Белая гвардия»)
«
В тех и других война вдохнула
Гнев,
жадность, мрачный хлам разгула…»
Максим
Волошин.
«Белая
гвардия»- это роман, посвященный коренному явлению русской истории прошлого и
настоящего, вечному источнику народных бедствий и государственных катастроф -
междоусобице.
Война
охватила не отдельные группы, слои, сословия, а всё население огромной страны.
Она внесла вражду в семьи, породила кровавые расправы в городах и селах,
колоссальные побоища армий и оставила веку наследие ненависти и террора.
Булгаков
помещает своих героев в контекст мировой истории.
Масштабы
повествования с самого начала намечены двумя эпиграфами - из пушкинской
«Капитанской дочки» и « Откровения
Святого
Иоанна Богослова». Эпиграфы сразу связали события Гражданской Войны на Украине
в 1918-1919 годах с междоусобицами
прошлых веков в России и с историей злодеяний человечества.
Картина
бурана, запечатлённая в первом эпиграфе - символ исторической бури,
разбушевавшейся стихии бунта. Образы «Откровения..»-
повествования о гибели греховного мира, мучительном очищении и возрождении
человечества - пронизывают весь роман,
начиная с предсказаний отца Александра, друга семьи Турбиных, о грядущих
испытаниях. Он цитирует «Откровения..»:«
Третий ангел вылил чашу свою в реки и источником вод, и сделалась кровь».
Автор
понимал свой роман именно как эпопею- повествование о судьбах не только
отдельных персонажей, семьи, но и народа, страны. « Стать бесстрастно над красными и
белыми»- вот основной замысел Булгакова. Эта позиция принципиально отличается от позиции большинства советских писателей,
повествовавших о Гражданской войне: они безоговорочно стояли на стороне красных.
Автор
воспринимает революцию и гражданскую войну как продолжение вечной борьбы добра
и зла, как страшное возмездие за
грехи
и преступления. Прошлое, настоящее и будущее переходят из одного в другое:
прошлое - причина начала страданий и бедствий
народа, в свою очередь, настоящее предопределяет будущее.
Булгаков
смотрит на современность, как на продолжение истории. Он рисует мир сплетений,
сорванных « со своих винтов», непредсказуемый.
Он набрасывает сцены без очевидной последовательности, выхватывает лица и
события разных планов. Все события
происходят в Городе или на близких подступах к нему. Они охватывают период зимы
1918 -1919 годов: от взятия Города
петлюровцами до прихода войск.
Пламя
событий гражданской войны равно освещает и оценивает жизнь прежнюю, её людей и
новую революционную действительность, её
деятелей. Так рождаются художественные образы. Семья Турбиных становится
причастна, великим событиям,
преобразившим, делается участницей дел страшных и удивительных. Турбиным преподан урок истории, урок жестокий,
но, пройдя через кровь и смерть, они, в конце концов, понимают и принимают его. Турбины остаются верны высоким
идеалам. Каждый из героев романа совершает свой нравственный выбор.
Полковник
Щеткин, спасая свою жизнь, посылает на смерть офицеров и юнкеров, капитан
Тальбург делает карьеру, приспосабливается
к смене властей.
Верный
исторической правде, Булгаков показывает обреченность своих героев. « Дружно
живите..»,-говорит в начале романа мать,
«светлая королева»,а «им придется умирать». История захватывает всех, но
большинство людей принимают участие, не осознав
истинного смысла происходящего. Война не только рушит жизни людей, но и
разрушает их изнутри, обрекая на моральную
деградацию.
Из
конкретных образов романа возникают образы символы, построенные на исторических
ассоциациях. Дом - сквозной образ романа,
присутствующий так или иначе на каждой странице романа. Это образ-символ ,
вместивший в себя разные конкретные дома-
в первую очередь, дом Турбиных, а затем - дом Василисы, дом Щегловых, дом
Най-Турсов, дом Юлии Рейсс. И одновременно
это дом вообще, семейный очаг- условие человеческого благополучия и
государственного благополучия. Образ Города
- широкое обобщение. Нечто сходное совершалось во многих городах, может быть, и
не только России: перед нами и конкретный
горд, и некий вечный Город, где разворачивается историческая трагедия.
1919
год ещё впереди. Мы видим только его начала. Что будет дальше? Стоит надеется и
верить, что будет не одно страшное:
будет и радость, и свет, и расцвет новых жизней и , как произнёс в начале
романа отец Александр: « ..тяжкое время,
тяжкое, что говорить… но унывать-то не следует». Но надежда всегда есть: «Всё
пройдет страдания, муки, кровь, голод и
мор».
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/