Комедия Антона
Павловича Чехова «Вишневый сад» является величайшим произведением XX века. Нет,
пожалуй, артиста и режиссера, который бы не хотел сыграть и поставить эту пьесу.
Чем же так привлекательно это произведение?
В последней
комедии А. П. Чехова один центральный образ определяет всю жизнь героев. Это —
вишневый сад. У Раневской с ним связаны воспоминания целой жизни. Можно
сказать, что не она владела садом, а он — ее владелец. «Ведь я родилась здесь,—
говорит она,— здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без
вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продать, то
продавайте и меня вместе с садом». Лопахин смотрит на сад с точки зрения «циркуляции
дела». Он деловито предлагает Раневской и Гаеву разбить имение на дачные
участки, а сад вырубить.
У Пети
Трофимова свой взгляд. «Ваш дед, прадед и все ваши предки,— говорит он Ане,—
были крепостники, владеющие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с
каждого листа, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...»
Позже он воскликнет: «Вся Россия наш сад».
Может
показаться неожиданным, но в характере Раневской что-то вдруг напоминает
«душечку»: готовность жертвовать собой, какое-то душевное «младенчество»,
инфантильность. «И теперь я как маленькая...» — говорит она, входя в детскую.
Сложные чувства вызывает к себе этот образ. Раневская лишена самодовольства.
Искренне винится в своих грехах, и вместе с тем она беззаботна, как ребенок, и
по-детски беспомощна перед надвигающейся катастрофой — продажей вишневого сада.
Вот так же и Гаев — он смешон своими речами, вернее — разглагольствованиями. Но
он вовсе не смешон, когда говорит сестре: «Сад весь белый, ты не забыла, Люба?
Вот эта длинная аллея идет прямо, прямо, точно протянутый ремень, она блестит в
лунные ночи. Ты помнишь? Не забыла?»
Сложен и
противоречив образ Лопахина. «Ведь это не купец Б прошлом смысле слова, надо
понимать»,— писал Чехов жене. Петя Трофимов называет Лопахина «хищным зверем»,
и он же говорит ему: «У тебя тонкая, нежная душа». Создается впечатление, что в
Лопахине совмещаются разные существа: купец, простой мужик и человек с «тонкой
душой». Его монолог после покупки имения нельзя воспринимать только как торжество
победителя. Он говорит как будто бы разными голосами: радуется, что он, «битый,
малограмотный Ермолай», стал владельцем имения, «прекрасней которого ничего нет
на свете». И тут же восклицает: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы
изменилась как-нибудь наша нескладная жизнь». Пьесу «Вишневый сад» играли как
трагедию, словно не замечая иронического взгляда автора на происходящее, на
поведение персонажей. Рисуя печальное положение Раневской и Гаева, Ани и Вари,
Чехов непрерывно подчеркивает и комедийные моменты.
В пьесе
действует конторщик Епиходов — невезучий, несуразный человек, которого зовут
«двадцать два несчастья». Но тень епиходовской невезучести падает на все
действующие лица. Лопахин проспал и не встретил Любовь Андреевну с Аней и
Шарлоттой; Аня растеряла все шпильки; Дуняша уронила блюдечко, она же забыла
подать сливки; Любовь Андреевна рассыпала деньги; Петя Трофимов упал с
лестницы; Варя нечаянно ударила палкой Лопахина — вместо Епиходова. И даже в
момент своего торжества Лопахин толкнул случайно столик, едва не опрокинув
канделябры. Можно сказать, что Епиходов в пьесе не исчерпывается самим собой.
Его мотивы
«несчастья» и «недотепства» неожиданно обнаруживаются во многих образах пьесы.
И дело не только в бытовой стороне всех этих «недотепств» — от них идут линии к
трактовке характеров главных героев. Недаром Шарлотта говорит о Раневской:
«Любовь Андреевна постоянно теряет. Она и жизнь свою потеряла». Так как же
трактовать последнюю пьесу Чехова — как драму или как комедию? Очевидно, нельзя
выбрать одно из двух. «Вишневый сад» — пьеса сложного трагического звучания,
где автор смело соединил смех и слезы, фарс и лирику. Мир Чехова— мир суровый и
честный. Прежде чем сказать о том, что «хочется», учит писатель, надо сказать о
том, что есть.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/