Кавказ.
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны,
как
орлы»: Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали
неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем
деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 Россия
вела борьбу с разрозненными горскими племенами , объединившиеся в борьбе за
свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.
Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских
творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь
горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских « заветной
страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его
стихотворении «Обвал» с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая
и дикая природа:
Дробясь о мрачные скалы,
Шумят и пенятся валы,
И надо мной шумят орлы
И ропщет бор…
И блещут средь волнистой мглы
Вершины гор.
Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник» .
Восторгаясь красотой Кавказа , он писал : «Забуду ли его кремнистые
вершины,
Гремучие ключи, увядшие равнины… В этой романтической поэме
противопоставлены разочарованное « дитя цивилизации»- русский, «европеец» и
……, дитя природы, «дева гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви
и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического
противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет
исчерпана. Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова,
которого в своё время поразила поэма «Кавказский пленник». Неудивительно,
что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть)
объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
И хладен блеск его очей…
…Чувства, страсти,
В очах навеки догорев,
Таятся, как в пещере лев,
Глубоко в сердце…
Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим
мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С
юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну,
записывал народные песни. Поэма «Беглец» , например, выросла из черкесской
народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы
принимал решения об усмирении непокорных горских народов.
Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение
отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и
возлюбленная, и даже мать. И когда на утро « удар кинжала пресёк
несчастного позор», мать его лишь « хладно отвернула взор».
Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни
в неволе 3-и дня жизни на свободе.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт…
Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его
судьбы и страсти:
Прекрасен ты, суровый край свободы!
И вы, престолы вечные природы.
Наконец, сам поэт в стихотворении «Кавказ» восклицает:
Как сладкую песню отчизны моей
Люблю я Кавказ!
Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его
произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их «громадности» и
«воздушности», их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся
жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и
казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем,
что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к
свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их
характера.
Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической
драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть
«Кавказский пленник» -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии,
оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли
быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за
национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения.
В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля-
свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и
погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует
своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую
непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев
вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища,
плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для
него противоестественно.
Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С.
Пушкин писал:
Кавказа гордые сыны,
Сражались, гибли вы ужасно,
Но не спасла вас наша кровь…
А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает: