1 (12).12.1766, с. Михайловка, ныне Бузулукского района Оренбургской
обл., - 22.5 (3.6).1826, Петербург, русский писатель, публицист и историк,
почетный член Петербургской АН (1818). Создатель "Истории государства
Российского" (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в
Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма ("Письма
русского путешественника", "Бедная Лиза" и др.). Редактор
"Московского журнала" (1791-92) и "Вестника Европы"
(1802-03).
Сын помещика Симбирской губернии. Образование получил дома, затем в
Москве - в частном пансионе (до 1783); посещал также лекции в Московском
университете. Сблизился с масонами из окружения Н. И. Новикова. Для
формирования мировоззрения и литературных взглядов К. показателен его интерес к
философии Просвещения, к творчеству английских и немецких
писателей-сентименталистов.
В журнале Новикова "Детское чтение для сердца и разума"
опубликованы многочисленные переводы К. и его оригинальная повесть
"Евгений и Юлия" (1789). В 1789 К. порвал с масонами. Совершил
путешествие по Западной Европе. Вернувшись в Россию, издавал "Московский
журнал" (1791-92), в котором опубликовал и свои художественные
произведения (основная часть "Писем русского путешественника",
повести "Лиодор", "Бедная Лиза", "Наталья, боярская
дочь", стихотворения "Поэзия", "К Милости" и др.).
Журнал, печатавший также критические статьи и рецензии К. на литературные и
театральные темы, пропагандировал эстетическую программу русского
сентиментализма.
К Великой французской революции К. отнЕсся с пристальным вниманием.
Период якобинской диктатуры (1793-94) вызвал у него настроение
разочарованности. Позже К. в целом положительно относился к буржуазному
правопорядку, который был сохранЕн и упрочен Наполеоном I. После вынужденного
почти полного молчания в царствование Павла I К. вновь выступил как публицист,
обосновывая в своЕм журнале "Вестник Европы" программу умеренного
консерватизма. В этом же журнале была опубликована его историческая повесть
"Марфа Посадница, или Покорение Новгорода" (1803), утверждавшая
неизбежность победы самодержавия над вольным городом.
Литературная деятельность К., признанного главы русского сентиментализма,
сыграла большую роль в разработке русской литературой проблемы личности, в
совершенствовании художественных средств изображения внутреннего мира человека,
в развитии русского литературного языка. Ранняя проза К. оказала влияние на
творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, молодого А. С. Пушкина.
С середины 1790-х гг. определился интерес К. к проблемам истории. Он
оставляет художественную литературу и работает главным образом над
"Историей государства Российского", которая стала не только
значительным историческим трудом, но и крупным явлением русской художественной
прозы, послужила основным источником для пушкинского "Бориса
Годунова" и русской исторической драматургии 1830-х гг.
Исторические взгляды К. вытекали из рационалистического представления о
ходе общественного развития. Решающую роль в истории, по К., играют великие
люди. Все усилия К. употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок
действий исторических личностей. Психологический анализ является для него
основным приЕмом объяснения исторических событий. В "Записке о древней и
новой России" (1811) выступил с резкой критикой проектов государственных
преобразований М. М. Сперанского.
Карамзин - сторонник норманской теории происхождения Русского
государства. Периодизация русской истории К. очень близка к периодизации В. Н.
Татищева и М. М. Щербатова. Все они отождествляют историю страны с историей
государства, а историю государства - с историей самодержавия.
Однако К. внес много нового как в понимание общего хода русской истории, так и в
оценки отдельных исторических событий. В отличие от Татищева и Щербатова,
видевших в удельной системе только движение назад и результат неразумной
политики великих князей, деливших государство между сыновьями, К. считал, что
удельная система была феодальной и "сообразна с обстоятельствами и духом
времени" и что она была свойственна всем странам Западной Европы.
"История" К. содействовала повышению интереса к отечественной
истории в различных слоях русского общества. Она знаменовала новый этап в
развитии дворянского направления в русской исторической науке. Историческая
концепция К. стала официальной концепцией, поддерживаемой государственной
властью. Своим духовным отцом считали К. славянофилы. Отрицательно отнеслись к
"Истории" К. представители прогрессивного лагеря (декабристы, В. Г.
Белинский, Н. Г. Чернышевский). Критическое отношение встретила
"История" К. со стороны представителей складывавшейся русской
буржуазной историографии (М. Т. Каченовский, Н. А. Полевой, С. М. Соловьев).
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/