Каким видит Лермонтов героя своего времени в романе Герой нашего времени
Каким видит Лермонтов героя своего времени в романе Герой нашего времени
Каким видит Лермонтов героя своего времени в романе
"Герой нашего времени".
Главный герой романа Михаила Юрьевича Лермонтова " Герой
нашего времени" жил
В тридцатые годы девятнадцатого столетия, в годы реакций после
декабристского восстания 1825 г., в то время, когда жил Михаил Юрьевич. Автор
подчёркивает своё стремление создать типичный образ героя
своего времени. Белинский назвал роман " грустной думой о нашем
времени".
Особенностью романа является то, что портрет героя времени
создаётся как история одной человеческой души. Сам Печорин,
размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбою
Целого поколения: " Мы не способны более к великим жертвам ни
для блага человечества, ни для
собственного счастья".
Автор этого произведения передаёт принципы и нравы того
"водяного общества", в котором жил не только Печорин, но и сам
этот великий русский писатель и поэт. " Герой нашего времени -
портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из
пороков нашего времени ". Михаил характеризует черты общества , рассказывая нам об
иронии как о предпочтительной для себя позиции:" Наша публика
так ещё молода и простодушна, что не понимает басни, если в
конце её не находит нравоучения " Общество, состоящее из
молодых людей того времени, не угадывает шутки, не чувствует
иронии; Оно дурно воспитано. Так как главный герой этого
романа родился и вырос среди этого поколения ,То он, конечно,
обладает такими нравственным качествами, как эти: Печорин -
типичный юноша того времени, чем-то похожий на пушкинского
"денди" своим поведением: "Ему не хочется того, чем так
довольна, так счастлива самолюбивая посредственность."(
Белинский) Печорин не может найти настоящую цель в жизни, так
как его искания замкнуты на самом себе. Отсюда его хандра,
угасший жар сердца. Но в отличие от Онегина, примирившегося со
своей жизнью, Печорин
ищет опасности, стремится к активной жизни и" глубоко страдает"
, не найдя своих единомышленников. Только Вера могла понять и
оценить все его недостатки и достоинства,
была Вера - его подруга и любовь с детства.
Печорин-выходец из дворянской семьи. Он получил типичное для
аристократической молодёжи
того времени воспитание и образование под руководством
иностранных учителей и гувернёров.
В девятнадцатом веке была мода среди аристократов приглашать
иностранных учителей обучать своих детей знаниям, в особенности
часто приглашали французских. Печорин, выйдя из-под опёки
своих родных, стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями,
которые можно было достать за деньги. Затем пустился в большой
свет: влюблялся и был любим многими девушками.
Печорин имеет" резкий охлажденный ум", который позволяет ему
правильно судить о людях,
о жизни, критически относясь к самому себе и к окружающим.
Главный герой уже всё испытал,
ещё в юности ему опротивели все удовольствия. Это не могло не
привести к разочарованию в жизни.
Скука быстро овладевает Печориным: это их схожесть с Евгением
Онегиным Пушкина.
Сначала он пытается заняться наукой, читал книги, но вскоре ему
это опять надоело. Он отправляется
сранствовать, скитаться: тут он схож с автором "Героя нашего
времени", который пишет:
"Тучки небесные, вечные странники!.. Мчитесь вы, будто, как я
же, изгнанники". Лермонтов как-
будто сравнивает себя с тучками, называя их "вечными
странниками", а себя" изгнанником".
Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом
Максимовичем. Это старый штабс-капитан-человек честный и
добрый, накопивший за свои годы значительный жизненный опыт.
Максим Максимович( можно сказать) сводит его с Белой. Бэла
привлекает Печорина цельностью и
естественностью натуры. В "любви дикарки" он пытается найти
забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго
жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её
на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему
наскучила, как и всё в то время. Он, не
желая, заставляет её умереть. Печорин приносит страдания всем
окружающим его людям.
Но, может быть, он любил её, сам того не осознавая; ведь при
встрече с Максимом Максимовичем,
он не хотел вспоминать прошлое, может быть, прошлое вызывало
страдания и чувство вины у Печорина.
Вообще, наш герой говорил о женщинах и любви с иронией.
В истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует
никакой цели. Мэри молода, самолюбива,
доверчива. Но страх потерять свободу заставляет героя подавить
зарождающееся чувство.
Глубокое и давнее чувство Печорин испытывал и к Вере. " Она
единственная женщина в мире, которую
я не в силах обмануть".В ера лучше, чем кто-либо другой, "
проникла во все тайны" его души.
Печорин способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру.
Получив её последнее письмо, он
прыгнул на Чернеца и поскакал в Пятигорск. Но, может бать, в
некоторых случаях, его можно назвать
эгоистом, так как, соблазнив Мэри только для того, чтобы
соблазнить, он сообщает ей, что он
не любит её.
На Кавказе он встречается с Грушницким. Грушницкий-пародия на
Печорина. Поэтому он и раздражает главного героя романа. Во
время дуэли за Мэри Печорин предлагает Грушницкому примирение,
но ситуация уже не обратима: "Нам на земле вдвоём нет места!"
Накануне дуэли, вспоминая о прожитой жизни, Печорин задумался
над вопросом: зачем он жил? Для какой цели
Родился? На плечи Печорина ложится ещё одна смерть.
Ещё одним другом Печорина был Вернер. Это две различные натуры
с противоположными чертами характера. Вернер способен на
истинные чувства.
.Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и
должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается
насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него
утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична?
Ответом на этот вопрос является последняя глава "Фаталист".
Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько
философские и нравственные.
Она начинается с философского спора Печорина с Буличем о
предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник
фатализма. Печорин же задается вопросом: "Если точно есть
предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок?" Этот
спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками
с судьбой. Во - первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в
висок,окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство
Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважное нападение
Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма,
Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть
покорным судьбе
Как и в стихотворении "Дума", поэт, ощущая себя внутри
поколения, разделяет его вину и судьбу, своим пониманием общей
трагедии, яростным негодованием и всей горечью размышлений
выходит из общей массы, поднимается над ней - на недосягаемые
высоты духа.
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно..
Мы иссушили ум наукою
Тая завистливо от близких и друзей
Надежды лучшие и голос благородный.