Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Какие качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Какие
качества русского народа вызывают наибольшее раздражение и гнев М. Е.
Салтыкова-Щедрина?
Как известно,
сказки свои М. Е. Салтыков-Щедрин писал, протестуя против самодержавия и
существующего общественного строя. Поэтому в его произведениях всегда
присутствуют различные сословия, о которых чаще всего говорится в
иносказательной форме.
Писатель всегда
болел душой за русский народ, выступал за отмену крепостничества (тогда эта
реформа уже витала в воздухе), ратовал за свержение царизма. Разумеется, самым
естественным способом выразить протест и внести свою лепту в борьбу с
существующими порядками для Салтыкова-Щедрина была литературная деятельность.
Русский народ
всегда предстает у писателя обиженным, склоненным, порабощенным. Это видение
российской действительности очень сближает Салтыкова-Щедрина с Некрасовым,
между ними чувствуется некое родство. Но если у Некрасова русский мужик —
всегда мужик и только, то у Щедрина представитель русского народа может явиться
в самом необычном образе: то коняги, то ворона, то пескаря, то зайца, то
обычного человека в армяке и лаптях. Но сатирик, сопереживая терпящему лишения
мужику, вовсе не слеп в отношении него.
Самое большое
раздражение у писателя вызывает, конечно, безответность народа. Тебя бьют — ты
еще ниже склоняешь голову, отбирают последний кусок — безропотно отдаешь. Это
еще больше развязывает руки правящему классу, отсутствие сопротивления всегда
провоцирует еще большую жестокость. Недаром Салтыков-Щедрин так часто обращался
к образам рыб. Тут можно усмотреть простую аллегорию: безмолвие водных
обитателей напоминает безответность, отчужденность большей части народа.
В каждой своей
сказке великий сатирик бичует покорность народа перед угнетателями. Он от всей
души ненавидит “власть имущих”, но не может не возмущаться и при виде
беспрекословной покорности народа. В “Повести о том, как один мужик двух
генералов прокормил” есть характерный момент, когда генералы заставляют мужика
свить веревку, что он и исполняет, а потом его же и связывают, чтобы он не
убежал! Так же и весь русский народ: гнет спину для того только, чтобы
выкормить своих поработителей. Мужик в этой сказке олицетворяет своим
поведением рабское подчинение всего народа. Ведь он может не кормить генералов,
уморить их голодом, может и домой не отправлять — а все же делает это, за что
получает “рюмку водки да пятак серебра”. Такова привычка к подчинению, ставшая
характерной чертой русского народа за века крепостного права.
А как не
вспомнить еще одну сказку — “Премудрый пескарь”? Пескарь всю жизнь живет в
норе, света белого не видит, питается впроголодь, семьи не имеет — и все для
того только, чтобы умереть в полном одиночестве. От смерти-то не скрыться в
самой глубокой норе! Для чего нужна была вся “премудрость”, страх за
собственную жизнь? А ведь многие люди живут подобно этому пескарю: прячутся от
смерти, а в итоге выходит, что от жизни. Никто не может наказать человека
сильнее, чем он сам.
В сказке
“Карась-идеалист” писатель вскрывает недействительный, абстрактный, характер
учения некоторых людей (нетрудно догадаться, что это социалисты-утописты) о
грядущей общественной гармонии. Карась, как это свойственно русскому человеку,
разглагольствует о “гармонии”, предлагая при этом совершенно наивные,
фантастические методы ее осуществления, не думая о непримиримости классовых
противоречий (в сказке караси и щуки представляют собой низшее и высшее
соответственно сословия). А заканчивается все так, как и говорил
предусмотрительный ерш, — карася съедает щука. В этой сказке Салтыков-Щедрин
еще раз выразил свое презрение к пустословам и их бесплодным учениям,
отрицающим коренную перестройку общества.
В сказке
“Дурак” выведен типично русский герой. Сколько среди народа людей, готовых всем
поделиться с обездоленным, накормить и приютить его! Доброта — неотъемлемое
свойство истинно русской души. Дурак в сказке и знать не знает, что такое
подлость. Он только то и делает, что сидит с больными, кормит голодных, одевает
раздетых. Это ли не высшая человеческая добродетель! А с другой стороны, жить в
реальном мире дурак не приспособлен, заработать на хлеб себе не может, ужиться
с людьми — тоже. О таких говорят “пропащий человек”. И опять Щедрин возмущается
русской бездеятельностью, без которой доброта никакой силы не имеет.
Еще один яркий
тип — в сказке “Либерал”. Начинается все с благих намерений. Любит русский
человек красиво поговорить, порассуждать на возвышенные темы. Однако
высокопарные слова не сопровождаются какими-либо действиями. Так Либерал
первоначально воспевает высокие, общечеловеческие, можно сказать, идеалы:
свободу, обеспеченность, самодеятельность. Но затем эти понятия загоняются во
все более узкие рамки: “по возможности”, “в пределах”, “хоть что-нибудь”. А в
конце концов возникает и вовсе не вяжущийся с изначальными идеалами лозунг
“применительно к подлости”. Выходит, что на поверку сущность либерализма
антинародна.
А русский
народ, несмотря на невзгоды и лишения, во все века сидит и ждет Богатыря. Ждет во
время войны, засухи, пожара, неурожая. Никогда не надеется русский мужик на
себя, а всегда — на Богатыря, а сам в точности и не знает, что это за Богатырь
такой. А в результате оказывается, что он сгнил давным-давно и надежды русский
народ возлагал на пустое место.
Таким образом,
во всех сказках, наравне с любовью и сочувствием к народу, Салтыков-Щедрин
проявляет и гнев. Его отношение к народу напоминает отношение к ребенку: вроде
бы и жаль, незаслуженно страдает, а с другой стороны — как же можно молчать все
время? Надеются мужики непонятно на что, а сами противостоять “власть
предержащим” не могут. В результате высшее сословие еще больше “звереет” — нет
сопротивления, значит, можно творить, что угодно.
И все же
главное в сказках Салтыкова-Щедрина — любовь к народу, боль за него, вера в его
дремлющие силы, надежда на то, что народ воспрянет когда-нибудь, исчезнут
насилие, эксплуатация, и русский мужик наконец вздохнет свободно.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/