В первом своем
романе «Обыкновенная история», написан-я 1846 году, Иван Александрович Гончаров
на примере двух героев: Петра Иваныча и Александра Адуевых пытается решить
вопрос: как должен жить человек — трезво мыслить и стремиться к практической
деятельности или смотреть на мир сквозь романтические мечты?
Вначале
кажется, что автор полностью на стороне практичного Петра Иваныча, иронично
повествуя о молодом романтике Александре, развенчивает его позицию, приводя
героя к краху юношеских мечтаний. Но не все так просто и однозначно в романе
Гончарова. Да, Александр не выдерживает столкновения с реалиями жизни, он
молод, избалован, слушает речи дяди, не веря его охлажденному и трезвому уму. А
жизнь постоянно доказывает обратное. Дядя был прав, когда советовал заняться
делом, а не бесплодными мечтами и прожектами. Он и от Наденьки предостерегал
«пылкого влюбленного», говоря, что непременно «надует». Романтичному юноше
претит опытность дяди. Александр не хочет изменять себе, своим принципам,
поэтому возвращается в деревню, но «зерно брошено», оно уже дает плоды, и
Александр решает вновь «завоевать Петербург», но едет совершенно другим,
переродившимся человеком; он понимает, «что везде, а здесь в особенности, надо
работать, и много работать, даже до боли в пояснице... цветов Желтых нет, есть
чины, деньги: это гораздо важнее!».
Сейчас он
кажется вполне успешным: «...в тридцать с небольшим лет — коллежский советник,
хорошее казенное содержание». Посторонними трудами зарабатывает «много денег да
еще» женится «на богатой...». Но что-то не складывается в «идеологии автора».
Он изначально был на стороне деловитого и лишенного романтизма Петра Иваныча.
Почему же сейчас, достигнув высот карьеры, Аду- "старший все бросает ради
здоровья жены? На недоуменный вопрос племянника с горечью отвечает: «Да видишь:
тайная советница-то плоха».
Писатель не
хочет высказываться однозначно, он оставляет героев на перепутье. Они как бы
поменялись местами, читатель же сам должен решить для себя, как жить, что
важнее: люб или карьера, деньги или мечта?
Наверное, ответа на эти вопросы нет, как нет абсолют» истины на все
времена. Помимо глубокого смысла романа
современного читателя восхищает и стиль Гончарова, его тонкий юмор, мастерство
в изображении характеров героев.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/