Изображение народа и о6разы в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева
Изображение народа и о6разы в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева
Изображение
народа и о6разы в произведении "Путешествие из Петербурга в Москву"
Радищева
Роман А.
Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” — одно из самых значительных
явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда
жанре “путешествия”, открыл который Л. Стерн, основатель сентиментализма.
Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами
и писал, что человека отличает от зверя именно способность к сочувствию.
Сочувствие, сострадание — главные эмоции повествователя в романе: “Я взглянул
окрест меня — душа мая страданиями человечества уязвлена стала”.
Чему же
сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни
крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и
тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной
воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, — пишет Радищев.
Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава
“Зайцево”. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали
крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из
терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены
к казни.
Участь
крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в
смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. Но повествователь, воспитанный на
идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве
своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти
все — отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны,
они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при
сравнении городских и деревенских девушек: “Посмотрите, как все члены у моих
красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них
ступни в пять. вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с
трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом и бегите взапуски, кто скорее
достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?”.
Деревенские
красавицы здоровы и добродетельны, а у городских “на щеках румяна, на сердце румяна,
на совести румяна, на искренности... сажа”.
Главная заслуга
Радищева и главное его отличие от большинства обличительной литературы
восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные
примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права:
Покоя рабского
под сенью Плодов златых не возрастет; Где все ума претит стремленью, Великость
там не прозябет.
Своеобразие
“Путешествия из Петербурга в Москву” состоит в том, что Радищев, взяв форму
“путешествия”, наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой
сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от
зла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествия из Петербурга в Москву”
озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.
“Путешествие из
Петербурга в Москву” — первый русский идеологический роман, где ставятся не
столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и
значение для всей нашей литературы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/