(1790,
по др. источникам 1792, 1794–1869), русский прозаик, драматург. Родился 14 (25)
сентября 1790 (по др. источникам 1792, 1794) в Коломне Московской губ. Выходец
из среды богатого и просвещенного купечества, получил разностороннее домашнее
образование. С 1806 служил в Московском архиве Коллегии иностранных дел, с 1810
– в канцелярии московского гражданского губернатора. Брал уроки риторики у
профессора Московского университета П.В.Победоносцева. В сентябре 1812 вступил
в Московское ополчение, с декабря 1812 служил в Московском гренадерском полку,
участвовал во многих сражениях и заграничных походах. В те же годы познакомился
с С.Н. и Ф.Н.Глинками, Д.В.Давыдовым, А.Ф.Воейковым, В.А.Жуковским. В 1819
уволен из армии по состоянию здоровья, тогда же избран членом «Вольного
общества российской словесности» и «Общества любителей российской словесности»
при Московском университете. Началом литературной деятельности Лажечникова
стала подборка афоризмов в духе сентименталистской моралистики 18 в. Мои мысли
(1807), повесть Спасская лужайка (1812) и др., вошедшие в кн. Первые опыты в
прозе и стихах (1817), где содержалось и первое обращение писателя к
исторической теме – повесть Малиновка, или Лес под Тулою из времен Бориса
Годунова, представленных как условная вневременная «старина».
В
1817–1820 вышли отрывками Походные записки русского офицера (отд. изд. 1920),
написанные не без влияния Писем русского офицера Ф.Н.Глинки, но без свойственной
тому французофобии. В 1820–1823 Лажечников – директор Пензенской гимназии и
народных училищ, содействовал открытию Чембарского уездного училища, где в 1823
отличил его юного ученика В.Г.Белинского. С конца 1823 директор Казанской
гимназии, затем директор народных училищ Казанской губернии. В 1826 переехал в
Москву, усиленно занимался историей, в т.ч. в семейной библиотеке и архиве
графа Остермана-Толстого.
Сочетание
восторженной пылкости и детского простодушия в характере Лажечникова во многом
определило тональность исторической романтистики писателя, одного из пионеров
этого жанра в отечественной словесности: контрастное противопоставление «добра»
и «зла», идеализация близких автору исторических героев, поэтизация любовных
перипетий, разворачивающихся на фоне исторических событий, мотивы тайны,
определяющей сюжетную интригу. При этом, несмотря на известный дилетантизм,
Лажечников стремился в своем повествовании опираться как на исторические труды,
так и на малоизученные и даже неизвестные документы, с достаточной долей
достоверности передавая нравственную, социальную, бытовую и культурную
атмосферу прошлых эпох, живо и убедительно воссоздавая образы исторических лиц.
Первый же исторический роман Лажечникова Последний Новик, или Завоевание
Лифляндии в царствование Петра Великого (ч. 1–4, 1831–1833) принес писателю
славу русского Вальтера Скотта, выявив как патриотическую направленность
творчества Лажечникова (образ Петра), так и излюбленный тип его героя –
бескорыстного романтика, самоотверженно преданного отечеству.
В
1831–1837 Лажечников – директор народных училищ Тверской губ., в 1843, после
небольшого периода отставки, вернулся на службу, став вице-губернатором в Твери
и Витебске (1853–1854). В 1856–1858 служил цензором в Петербурге, неизменно
проявляя терпимость в отношении радикальных воззрений (М.Е.Салтыков-Щедрин
позднее называл Лажечникова «самой сочувственной» молодому поколению личностью
из старых литераторов). В 1835 отдельным изданием вышел лучший роман писателя
Ледяной дом, посвященный царствованию Анны Иоанновны, произволу ее фаворита
лифляндского герцога Э.И.Бирона и антибироновскому заговору 1740. Исторически
правдивые картины (атмосфера интриг, доносов и пыток, инспирируемых сыском
«слова и дела», жестоких шутовских игр вроде потешной свадьбы князя-шута в
ледяном дворце и т.п.) романтически заострены резким противопоставлением
злодея-иностранца и его главного антагониста, кабинет-министра А.П.Волынского,
вне точного соответствия исторической правде представленного искренним и
горячим человеком, патриотом и гражданином (что перекликалось, в частности, с
«думой» К.Ф.Рылеева Волынский, 1822). Белинский, высоко ценивший творчество
Лажечникова, назвал Ледяной дом, даже при отмеченном критиком отсутствии
«единой и общей идеи», одним из самых замечательных явлений в русской
литературе.
В
1838 вышел роман Лажечникова Басурман (1-е полное изд. 1963), рисующий картину
нравов и быта Древней Руси конца 15 – начала 16 вв., когда под эгидой Ивана
III, дальновидного политика и подозрительного деспота, шел процесс объединения
русских земель и первого сближения с Европой (прибытие в Россию «басурман»
немцев, итальянцев, евреев в качестве строителей, врачей и т.п.). Постоянный в
исторической романистике Лажечникова мотив преодоления национальной розни через
любовь звучит и здесь, поддерживаемый столь же характерной для творчества
писателя идеей веротерпимости (драма Дочь еврея, 1849; др. назв. Вся беда от
стыда, 1858). Остался незавершенным роман Колдун на Сухаревой башне (фрагмент
опубл. в 1840) о фельдмаршале Я.В.Брюсе, слывшем чернокнижником. Стихотворная
трагедия из эпохи Ивана Грозного Опричник (1842), запрещенная цензурой, была
опубликована отдельным изданием в 1867, с посвящением Белинскому. На ее сюжет
создана одноименная опера П.И.Чайковского. Лажечникову принадлежат также
водевиль Окопировался (пост. 1854; изд. в 1855), драма Горбун (1858),
стихотворная трагедия Матери-соперницы (1867; по мотивам пролога из Басурмана).
В
1856 Лажечников написал воспоминания Знакомство мое с Пушкиным, в 1859 –
Заметки для биографии Белинского. В русле обличительной беллетристики были
написаны не имевшие успеха повесть Беленькие, черненькие, серенькие (1856),
романы Немного лет назад (1862) и Внучка панцирного боярина (1868), последний с
антинигилистическим уклоном.
Многократно
переиздававшиеся в России исторические романы Лажечникова, ставшие «фактом
эстетического и нравственного образования русского общества» (Белинский), в
середине 19 в. были переведены на основные европейские языки (в т.ч. Ледяной
дом А.Дюма-отцом).
Умер
Лажечников в Москве 26 июня (8 июля) 1869.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.lazhechnikov.net.ru/