История одного города - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития
История одного города - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития
«История одного города» – сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития»
…я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей.
Сатирика Салтыкова-Щедрина занимает одно из первых мест в мировой
литературе. «История одного города» - «странная и замечательная книга», в
которой писатель обратился к историческому прошлому России, чтобы с большей
силой и гневом обличить современный ему государственный строй, рождающий
Угрюм-Бурчеевых, Брудастых, Прыщей, Грустиловых, Перехват–Залихватских. Это
сатира, бичующая народную пассивность и долготерпение, призывающая к
активному действию. Произведение Салтыкова–Щедрина наполнено подлинными
фактами и событиями русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного
обобщения.
В «Истории одного города» можно разглядеть две силы, действующие
одновременно : власть и терпеливо выносящий свою борьбу город Глупов. В
романе, написанном как бы в форме хроники, речь идет о конкретном городе,
со сказочной историей, а с другой стороны мы можем наблюдать, что все герои
и происходящее города напоминают нам историю страны.
«Опись градоначальникам» представляет собой краткие биографические
справки с описанием «подвигов» двадцати двух правителей города Глупова.
«Перехват – Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу.
Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». В России к
тысяча восемьсот семидесятому году сменилось как раз такое же число царей.
И поэтому я считаю, что «История одного города» задумана и исполнена как
карикатура на историю России вплоть до начала Х1Х века, как пародия на
труды русских историков. Это естественное первое мое впечатление,
восприятие. Даже Тургенев, высоко оценивший произведение, писал : «Это в
сущности сатирическая история русского общества во второй половине прошлого
и начале нынешнего столетия».
«Мрачные идиоты» и «прохвосты», правившие городом Глуповым,-
правдивое воплощение деспотизма, произвола в царской России. Именно поэтому
картина, созданная Салтыковым–Щедриным, отображала не только русскую
действительность, но и современную писателю жизнь западноевропейских
государств Франции, Германии.
«История одного города создана писателем, горячо любящим народ,
страстно ненавидящим угнетение и произвол.
Суровыми, горькими, полными осуждения словами, порицал Щедрин
благодушие, смирение и пассивность народа, «выносящего на своих плечах
Бородавкиных, Угрюм-Бурчеевых» и им подобных.
Он твердо верил, что народ проложит себе дорогу. Сатира Щедрина и
ставила своей целью приближение того дня, когда народ положит конец
существованию царских властей, она не только не убивала веры и в
возможность его освобождения, но и звала к борьбе и протесту. «…ежели мое
дело справедливое, так ссылай ты меня хоть на край света, - мне и там с
правдой будет хорошо!»
Писатель знал, что только борьбой может быть завоевана свободная и
счастливая жизнь. «Из города Глупова в Умнов дорога лежит через манную
кашу, - утверждал сатирик.
Салтыков–Щедрин - великий мастер художественного преувеличения,
заострения образов, фантастики и, в частности, сатирического гротеска,
показывающего, явления реальной жизни в причудливой, невероятной форме, что
позволяет ярче раскрыть их сущность. Брудастый–Органчик «тут же, на самой
границе, пересек уйму ямщиков». «И остался бы» он «на многие годы
пастырем», если бы однажды утром в его кабинете не увидели необычное
зрелище «градоначальниково тело… сидело за письменным столом, а перед ним…
лежала… совершенно пустая градоначальникова голова».
Еще более жестоким представителем глуповских властей был
Угрюм–Бурчеев – самая зловещая фигура во всей галерее градоначальников.
Народная молва присвоила ему звание «сатаны». «Начертавши прямую линию, он
замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким
непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни
направо, ни налево».
Приказ Угрюм–Бурчеева о назначении шпионов по всем поселенным
единицам был «каплей, переполнившей чашу». Произошел разрыв долго
сдерживаемого негодования против самодержавного деспотизма.
Но действительно ли повесть Щедрина - только пародия на Россию
второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века, карикатура на
реальные государственные события? С одной стороны, кажется, что думать так
есть основания, так как автор в произведении упоминает и Сперанского, и
Карамзина, и других лиц той эпохи. К тому же сквозь них можно просмотреть
их же прототипы : в образе Угрюм–Бурчеева, Грустилова, Негодяева,
Перехват–Залихватского. И поэтому я думаю, что Салтыков–Щедрин, создавая
«Историю одного города», опирался на русскую действительность, события. Но
все же сатира писателя состоит не только в осмеянии прошлого России, но и в
предостережении о будущих опасностях общественного развития, в важнейших
проблемах современности. Он сам так об этом и говорил : «Мне нет никакого
дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее. И еще: «…я совсем не
историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». С этой точки зрения,
фантастика, гротеск, ограниченность пространства – все это средства
художественного обобщения, создающего картины – варианты государственного
устройства.
Повторяя историю, Щедрин показывает, что его произведение в момент
своего появления, в последующие времена зазвучат в высшей степени
актуально. Она раскроет окно в мир не только в прошлое, но и в настоящее и
в будущее России. Реальная действительность сливается с сатирикой писателя.
Она как бы стремиться догнать ее и даже превзойти. Сатира настолько глубока
и остроумна, что сейчас, я думаю, воспринимается чем - то злободневным.
Салтыков–Щедрин использует и все средства и способы обличения, чтобы
вызвать чувство отвращения к деятелям самодержавия, что достается уже в
«Описи градоначальникам». За этой краткой главой следует развернутая
сатирическая картина деятельности наиболее «отличившихся» правителей города
Глупова. Их свирепость, бездушие и тупоумие заклеймены сатириком в образах
Прыща, Негодяева, Брудастого.
Наряду с этим нетрудно было бы проследить, как в разных
произведениях одного времени сатирик то в большей, то в меньшей мере
прибегал к гиперболе. Она служит к наиболее яркому раскрытию самых
реакционных сторон политики самодержавия, и выражению вызываемых ими
негодования и насмешки сатирика, и, наконец, в сочетании с фантастикой,
служит средством эзоповского языка.
Фантастика Салтыкова–Щедрина – фантастика, которая не уводит от
действительности, а только служит средством идейно – художественного
познания и сатирического разоблачения отрицательных явлений общественной
жизни.
«История одного города» является популярным произведением и в
сегодняшнее время. Автор продолжает свой путь, свою борьбу там, где
существует самовластие, осмеивая и копируя прошлое России, предостерегая ее
от ошибок в будущем.