История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории
История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории
Реферат
по древнерусской литературе
на тему
«История частушки.
Частушка на этапах российской и советской истории»
ученицы ___ класса
Пироговской школы
Богдановской Марии.
ИСТОРИЯ
ЧАСТУШКИ.
ЧАСТУШКА НА ЭТАПАХ РОССИЙСКОЙ
И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ.
1.ЧАСТУШКА
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый
любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр,
устного народного творчества. Она звучит на деревенской
улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома,
кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под
язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони.
Под неё нередко и пляшут. Это лирическая песенка,
словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие
события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка,
то веселая, подчас не без лукавства («Что ты, милый,
задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но
обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного
на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом
взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на
слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то
приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на
каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким
возражением. Но чаще всего на частушку отвечают
частушкой же:
Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.
Иногда такой обмен частушками превращается в
настоящее соревнование. Один голос утверждает:
На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная...
Другой возражает:
На столе стоит
Каша гречная,
А любовь наша
Бесконечная!
Нередко частушки образуют циклы («спевы»),
непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки
группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу», «С неба
звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет
летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-
золотой», «Волга — матушка-река» или «Шарабан мой,
шарабан», потесненный со временем более актуальным
«Еропланчик, ероплан»).
2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ
ЧАСТУШКИ
Одни учёные считают, что частушка родилась очень
давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и
плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-
18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая
песенная форма, появилась не раньше середины прошлого
века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.
Прежде всего, литература, и древняя в том числе,
использует или хотя бы упоминает все виды устного
народного творчества, которые существуют или
существовали на данный момент. В летописях встречаются
имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды.
Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести
временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о
вещем Олеге»; Пушкин же пересказал в стихах народные
сказки. Широко использовал многие жанры фольклора
Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку. Она
появляется только в произведениях 20 века: в
«Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их
современников.
В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И.
Даля слова «частушка» (в смысле «короткая песенка»)
нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в
очерке «Новые народные песни» (1889 г).
В частушке совсем не отразилось такое важное
событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато
встречаются упоминания о событиях последующих, начиная
с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская
войны, первая русская революция 1905 года.
Частушки возникли почти одновременно в различных
местах России, и каждая местность не только придала
зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую
наделила ее и названием, то определяющим ее характер
(пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка,
цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка,
вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее
рождения: волжские матанечки, уральские тараторки,
саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая,
сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из
этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под
плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян,
другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные
вообще обходятся без музыкального сопровождения.
3.СТРУКТУРА
ЧАСТУШКИ
Традиция и новаторство по-особому сосуществуют в
частушке. С одной стороны, строго определенный объем:
как правило, четыре строки, в страданиях — две:
Давай, Милка, страдать вместе, Я с гармонью, а ты в песне!
а иногда и все шесть (правда такая форма
просуществовала недолго – последние две строчки просто
отбрасывались):
У меня миленков тридцать,
Я не знаю, куда скрыться.
Пойду с горя на реку –
Все сидят на берегу.
Я хотела в воду пасть –
Закричали во всю пасть!
наличие целого набора устоявшихся зачинов и припевов,
устойчивость образов и оборотов, зарифмованность четных
строк (иногда — парная рифмовка); с другой стороны,
новизна: каждая талантливая частушка — с сюрпризом, с
секретом. В одном случае опускается первая строчка
зачина, звучит только гармонь. В другом, напротив,
нежданно появляются «лишние» слова и строчки —• они
проговариваются под музыкальную паузу, «сверх» мотива.
В третьем, как неожиданный подарок, — дополнительные
созвучия возникают то внутри строки (чаще первой: «Кабы
шали не мешали»), то между строчками, вплоть до почти
полного их звукового совпадения:
Вышивала полотенце
Уточкой и петушком.
Утирайся, мой хороший,
Утречком и вечерком.
Будучи явлением фольклора, частушка использовала
традиции как и устнопоэтические, так и литературные. У
лирической протяжной песни частушка взяла некоторые
приемы (например, параллелизм) и образы-символы
(березка, туман и др.), у песни частой — веселый
настрой и некоторые элементы стиха и поэтики (плясовой
ритм, прямые обращения к присутствующим — к гармонисту,
к подруге), у пословицы — афористичность,
«разговорность», прямую связь с житейской практикой, а
также неожиданную, нередко неточную рифму, подчас на
десятилетия опережающую практику профессиональных
поэтов: белая — бегала, завлеку — за реку, праздник —
дразнит, резиновы — разинули, спорили — скоро ли... У
литературы частушка заимствовала строфику, перекрестную
рифмовку, стремление к индивидуализации характеров и
конкретности ситуаций.
Частушка знает пародию на самое себя — это
нескладухи и перевертыши (иногда эти названия
смешиваются). Нескладуха вместе со смыслом отбрасывает
и рифму:
Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.
Ну, кому какое дело,
Куда брызги полетят.
Отсутствие рифмы — это обманутое ожидание слушателя,
один из сюрпризов, на которые щедра воистину
неистощимая частушка. Перевертыши, тоже нередко теряя
рифму, строятся по принципу небылицы: там поется «про
серебряны галоши, про резиновы часы», там пилой
собираются копать картофель и т. п..
В ряде мест традиции русской частушки
взаимодействовали с опытом сочинения коротких и
злободневных песен соседних народов. И сейчас в ходу
частушки, в которых русские строки и выражения
переплетаются, например, с башкирскими.
4.ЧАСТУШКА - ПЕСЕНКА
МОЛОДЕЖИ
Частушка стала широко распространяться, когда в
России начал развиваться капитализм, складывались
рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого
человека, от его воли и способностей. Можно сравнить
старую песню и частушку: в песне — покорность судьбе
(«Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше
молодчика любить...»), в частушке — желание поспорить.
В новом Жанре отразились и ломка патриархальных
отношений во всех сферах человеческой жизни, и
литературное влияние на устное народное творчество, и
взаимодействие городской и сельской культур. Частушку
интересует всё: личные отношения и новости общественной
жизни, события мирового масштаба и местные новости.
Большинство частушек — о любви, однако граница между
частушкой личной, бытовой и общественной, социальной
весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти
всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в
1908 г. вышел первый том «Истории русской литературы»,
посвященный «народной словесности», едва ли не впервые
в солидном ученом труде нашлось место новому жанру.
Мысль о том, что в частушке содержатся «чисто
современные образы», была подкреплена примером:
Не хочу сидеть с лучиной —
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна —
Дайте милого сюда.
(Керосиновая лампа по тому времени была последним
словом деревенской цивилизации.)
Частушка — песенка молодёжи. Поэтому её основным
содержанием являются отношения между молодыми людьми:
любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над
парнями, парней над девушками. Любимых в частушке
называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка,
прихехенюшка, статеечка, залётка. Частушка не обходит
вниманием и родителей, поминает при случае начальство:
Думу (старую), царя, а в советское время — бригадира,
председателя колхоза, вождей коммунистической партии. И
над своей бедностью шутили, и богачам спуску не давали.
5. ЧАСТУШКА В
ИСТОРИИ.
В частушке отразилась вся российская история за
последнее столетие,
но по-своему, с точки зрения молодого человека.
Революция, гражданская война... Красные и белые — те же
русские люди — насмерть сражаются за свои идеи, за
Советы или против Советов. А деревенская девушка,
тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей
короткой молодости и любви:
Красны-белы, сложьте ружья,
Замиритеся войной,
Отпустите наших миленьких
Нераненых домой!
В годы гражданской войны распространилось по всей
России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению
связанное с украинским фольклором. Красные пели:
Эх, яблочко, куда котишься,
В Вечека попадешь – не воротишься.
(Вечека – ВЧК.)
Белые отвечали на тот же мотив:
Пароход идет
Мимо пристани,
Будем рыбу кормить
Коммунистами.
Был и танец такой матросский «Яблочко».
Говорится в частушке и о коллективизации, о
раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится,
другим – нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то
над ним посмеивается.
А потом попал в частушки и Сталин:
Едет Сталин на корове,
У коровы один рог.
Ты куда, товарищ Сталин?
«Раскулачивать народ».
Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти
никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели
правду:
Как лавровская деревня
Начинает богатеть:
Окна тряпкой затыкают,
Чтоб вороне не влететь.
Частушка времён Великой Отечественной войны
рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни
народа, о тяжёлом труде:
Мой милёнок на войне
Управляет ротою,
А я тоже не гуляю,
На быке работаю.
И конечно, по всей стране звучали частушки о
милом, который где-то далеко воюет:
Неужели пуля-дура,
Ягодиночку убьёт?
Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!
6.ЧАСТУШКИ И
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ
Частушки создавались и в среде интеллигенции.
Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению,
никогда никем не собирались. Однако они существуют
издавна и сопровождают всю российскую историю 20-ого
столетия. А не собирали их потому, что это не
безобидные песенки, а острая политическая сатира.
Вскоре после революции была создана знаменитая ВЧК
— Всероссийская чрезвычайная комиссия (будущий НКВД, а
еще позднее — КГБ). Эта комиссия наводила ужас на
людей. Но они все-таки не молчали:
Эх, раз, еще раз,
Спела бы, да что-то,
На Гороховую, 2,
Ехать неохота.
(На Гороховой, 2, помешалась петроградская ВЧК.)
17 января голодного 1920 г. Корней Иванович
Чуковский записал в
свой дневник частушку, которую сообщил ему девятилетний
сын:
Нету хлеба, нет муки,
Не дают большевики.
Нету хлеба, нету масла,
Электричество погасло.
Немало озорных, вызывающих частушек, куплетов
складывалось и в годы сталинского террора:
«Идут года,
Сменяются генсеки», -
Сказал интеллигент
На лесосеке.
Или:
Родился в селенье Гори
Мне, тебе и всем на горе
У сапожника Васо
Трижды сукин сын Сосо.
(Васо и Сосо — грузинские уменьшительные имена от
Виссарион и Иосиф.)
А еще:
Ах огурчики мои,
Помидорчики:
Сталин Кирова пришил
В коридорчике.
Президента Югославии Тито в последние годы жизни
Сталина в СССР называли не иначе как «кровавая собака»
(не желал Тито, хоть и был коммунистом, ползать перед
Сталиным на брюхе!). Но вот умер Сталин, и отношения с
Югославией начали налаживаться. Люди старшего поколения
не могут не помнить:
Дорогой товарищ Тито,
Ты теперь наш друг и брат!
Как сказал нам сам Никита,
Ты ни в чем не виноват.
А когда началась перестройка, заговорили о
хозрасчете и... ничего не делали. Опустели магазины.
Перестройка — мать родная,
Хозрасчет — отец родной.
Чем родители такие,
Лучше буду сиротой!
Коммунистическое руководство провалилось,
компартия была распущена. И посыпались частушки о
партии:
Мимо нашего райкома
Я без шуток не хожу:
То им серп в окошко суну,
То им молот покажу.
Некоторые интеллигентские стишки и куплеты по
своей форме близки к настоящей частушке («Мимо тещиного
дома я без шуток не хожу...» и «Мимо нашего
райкома...»), некоторые совсем далеки от нее. Но нет
сомнения, что все это индивидуальные сочинения. Все
здесь: и ритм, и рифма, и словесная ткань — от
литературы. Возможно, и авторы этих куплетов кому-то и
известны. Однако в отличие от обычного литературного
произведения текст все-таки стремится к анонимности,
распространяется устно подобно текстам анекдотов.
В последние десятилетия городское безымянное
творчество проникает и в деревню. А вот деревенская по
своему происхождению частушка, наоборот пришла в город.
6.»ПОДДЕЛЬНЫЕ» ЧАСТУШКИ
В начале 20 века, и особенно в годы Советской
власти, на сцене, в кино, в книгах и даже в учебниках
нередко появлялись подделки под народные частушки,
сочиненные на заказ поэтами или участниками различных
хоров. Такие самодеятельные частушки не услышишь на
улице, народ их не подхватывает.
Прежде бабам жизнь какая –
Замужем век мучиться;
А теперь мои три дочки
В институтах учатся.
«Замужем век мучиться» - как и первую строчку,
просто не спеть. Частушка песенка молодежная. А тут
героиня - пожилая женщина (у нее три взрослые дочки!). Не частушка это – ни по форме, ни по содержанию. Зато
автор похвалил советскую власть! Похвалил какой-то один
человек. Но можно было сказать, что это, мол, мнение
самого народа. Ведь такие стишки печатались без
фамилии, в ряду настоящих частушек.
7.ЧАСТУШКА
СЕЙЧАС
В современной деревне поют немало старинных
частушек: они не потеряли для певцов своего смысла, как
не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но
жизнь меняется — меняются, переделываются и частушки.
Раньше было: «Без лучины, без огня зажёг сердечко у
меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня...». В
отличие от песни, частушка переделывается легко. Кто-то
спел:
Ох, ох, не дай Бог,
В солдата влюбляться:
Усы капки, как иголки,
Лезет целоваться.
А кто-то, глядя па приехавшего заводского парня, тут же
добавляет:
Ох, ох, не дай Бог,
С рабочими знаться:
Руки в дёгте, сам в вару,
Лезет целоваться.
Однако постоянно создаются и совсем новые
частушки, в которых старое — только мелодия, только
привычная форма и неистощимый народный юмор:
Как у наших у ребят
Голова из трёх частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.
Или:
У милёночка в дому
Была конференция:
Ему невесту выбирала
Вся интеллигенция!
Поют частушки и школьники:
Говорят, я ученица,
Ученица — не позор!
Ученицу крепче любят
За веселый разговор.
Есть очень много шуточных припевок, веселых
нескладух, нелепиц «На березовой осине рукавица
расцвела…» — не отсюда ли вышли современные школьные
нелепицы?
Вместе с частушками нередко печатаются тоже
коротенькие, тоже молодежные песенки, но чем-то и
отличающиеся от частушки — напевом,
особым построением, зачинами.
И в прежние годы, и в наши дни, когда разгорается
настоящая русская пляска, самые умелые плясуны и
плясуньи, выделывая невозможные коленца, ещё и весело
выкрикивают «Сам играю, сам пляшу, сапоги с дырам
ношу!». Или «Слава те Христу, что хорошенька расту!».
Возникнув не без воздействия письменной, поэзии,
частушка, в свою очередь, оказала влияние на
литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин
ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т.
Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш.
Окуджава и многие другие.
Список литературы:
Детская энциклопедия Аванта+ (том 9, часть первая)
«Русская литература: от былин и летописей до классиков
19 века»