Сборник рефератов

Искусство создания характера

Искусство создания характера

Искусство создания характера

(По одному из произведений русской литературы XIX века)

… в основании натуры Обломова лежало чистое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что  только отверзалось и откликалось на зов этого… сердца.

И. А. Гончаров

… я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба.

И. А. Гончаров

И. А. Гончаров – талантливейший писатель XIX в., который, прежде всего, является художником, умеющим в своих  произведениях выразить всю полноту явлений жизни. В литературу этот непревзойденный мастер слова вошел в середине XIX  в., когда в существующем укладе жизни в России происходили большие перемены: патриархальный уклад с его дворянством,  несшим в свет науку и просвещение, сменялся буржуазным, который в то время начал процветать.

Писатель относился к этим переменам с большим подозрением и недоверчивостью. И недаром: ведь он был глубоко взволнован  нравственными потерями патриархальной России. Эта тема – конфликт между старой и новой Россией – позже была заложена

Гончаровым в основе всех трех его романов: «Обыкновенная история», «Обрыв» и «Обломов».

Роман «Обломов» - центральное место в романной трилогии Гончарова – увидел свет в первых четырех номерах журнала  «Отечественные записки» за 1859 г. Новое, давно ожидаемое в публике произведение автора «Обыкновенной истории» было  практически единодушно признано выдающимся художественным явлением. «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а  здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике», - писал Л. Н. Толстой.

Реальным прототипом главного героя романа, Обломова, являлся сам Гончаров, и поэтому в характере Ильи Ильича писатель  мастерски выразил свою приверженность к старому укладу жизни. Илья Ильич – весьма своеобразный человек по своей натуре.

Читая первую часть романа, мы узнаем, что он был «32 - 33 лет от роду, среднего роста, приятной наружности». Поражало  отсутствие определенной идеи, всякой сосредоточенности в его лице. «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в  глазах… потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности». Обломов был ленив, и его  нормальным состоянием было лежание. В молодости он еще к чему-то стремился, «и если нельзя сказать, что он был жив, то,  по крайней мере, живее, чем теперь». «Однако… любопытно бы знать... отчего я… такой», - спрашивает сам себя Обломов.

Ясный и исчерпывающий ответ на этот вопрос дает картина детства, которую Гончаров доносит до нас через «Сон Обломова».

Воспитание и атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и  мировоззрения. Во «Сне…» маленький Илья «робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где…  все совершают чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает». Именно в Обломовке, в  далекие детские времена сложилась важная и во многом определяющая черта его характера – поэтическая мечтательность. Но в  то же время здесь в Обломове воспитали такие качества, как лень, барство, презрение к крепостным слугам и загубили живой  ум, правдивость, кротость и гуманность к нижестоящим. Таким образом, окружение Обломова способствовало заложению основы  «обломовщины» - праздного и порочного барского образа жизни. И мне кажется, что в глубине своей души Гончаров уже  склонен осудить размеренность и леность старой жизни, уклад, которому он ностальгически верен, но не хочет и не может  принять новые перемены.

Трудно недооценить мастерство Гончарова и в создании имени и фамилии своего героя. Фамилия «Обломов» означает, что  герой сломлен жизнью, пасует перед её трудностями и проблемами. Имя «Илья Ильич» самозамкнуто, так как бездеятельный и  бесплодный способ существования предков Обломова находит в нем конечное завершение. Поэтому образ Обломова стал  нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни. Тип, созданный Гончаровым, кроме того, обнаруживает  черты ярко выраженной асоциальности, пассивности и эскапизма, то есть стремление уйти от действительности в мир иллюзий  в ситуации кризиса, бессилия и отчуждения. Вообще, принято считать, что образ Обломова сугубо отрицательный, однако Илья  Ильич рисуется Гончаровым симпатичным, душевным и нравственно чистым: «в основании натуры Обломова лежало чистое,  светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на  зов этого простого… сердца».

До сих пор не утихают споры вокруг фигуры Обломова. Одни видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым  “голубиным” сердцем. Другие отмечают “лень и апатию” Ильи Ильича, его общественную бесполезность и никчемность. Однако  Гончаров хотел показать совсем не это. Прямо и смело глядя в глаза исторической истине, не скрывая жестокой правды о  губительном воздействии «обломовщины» на личность незаурядного человека, писатель сумел показать поэзию и правду  нравственного противостояния общественному злу, создав национально-конкретный, социально обусловленный и вместе с тем  общечеловечески значимый характер Ильи Ильича Обломова. Такова нравственная доминанта образа и его  философско-психологический смысл.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/




© 2010 СБОРНИК РЕФЕРАТОВ