(По одному
из произведений русской литературы XIX века)
… в основании
натуры Обломова лежало чистое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко
всему, что хорошо и что только
отверзалось и откликалось на зов этого… сердца.
И. А. Гончаров
… я
окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду
верен до гроба.
И. А. Гончаров
И. А. Гончаров
– талантливейший писатель XIX в., который, прежде всего, является художником,
умеющим в своих произведениях выразить
всю полноту явлений жизни. В литературу этот непревзойденный мастер слова вошел
в середине XIX в., когда в существующем
укладе жизни в России происходили большие перемены: патриархальный уклад с его
дворянством, несшим в свет науку и
просвещение, сменялся буржуазным, который в то время начал процветать.
Писатель
относился к этим переменам с большим подозрением и недоверчивостью. И недаром:
ведь он был глубоко взволнован нравственными
потерями патриархальной России. Эта тема – конфликт между старой и новой
Россией – позже была заложена
Гончаровым в
основе всех трех его романов: «Обыкновенная история», «Обрыв» и «Обломов».
Роман «Обломов»
- центральное место в романной трилогии Гончарова – увидел свет в первых
четырех номерах журнала «Отечественные
записки» за 1859 г. Новое, давно ожидаемое в публике произведение автора
«Обыкновенной истории» было практически
единодушно признано выдающимся художественным явлением. «Обломов» имеет успех
не случайный, не с треском, а здоровый,
капитальный и невременный в настоящей публике», - писал Л. Н. Толстой.
Реальным
прототипом главного героя романа, Обломова, являлся сам Гончаров, и поэтому в
характере Ильи Ильича писатель мастерски
выразил свою приверженность к старому укладу жизни. Илья Ильич – весьма
своеобразный человек по своей натуре.
Читая первую
часть романа, мы узнаем, что он был «32 - 33 лет от роду, среднего роста,
приятной наружности». Поражало
отсутствие определенной идеи, всякой сосредоточенности в его лице.
«Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в
глазах… потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный
свет беспечности». Обломов был ленив, и его
нормальным состоянием было лежание. В молодости он еще к чему-то
стремился, «и если нельзя сказать, что он был жив, то, по крайней мере, живее, чем теперь». «Однако…
любопытно бы знать... отчего я… такой», - спрашивает сам себя Обломов.
Ясный и
исчерпывающий ответ на этот вопрос дает картина детства, которую Гончаров
доносит до нас через «Сон Обломова».
Воспитание и
атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в
формировании его характера и
мировоззрения. Во «Сне…» маленький Илья «робко жмется к няне, а она
нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где… все совершают чудеса, где текут реки меду и
молока, где никто ничего круглый год не делает». Именно в Обломовке, в далекие детские времена сложилась важная и во
многом определяющая черта его характера – поэтическая мечтательность. Но в то же время здесь в Обломове воспитали такие
качества, как лень, барство, презрение к крепостным слугам и загубили
живой ум, правдивость, кротость и
гуманность к нижестоящим. Таким образом, окружение Обломова способствовало
заложению основы «обломовщины» -
праздного и порочного барского образа жизни. И мне кажется, что в глубине своей
души Гончаров уже склонен осудить
размеренность и леность старой жизни, уклад, которому он ностальгически верен,
но не хочет и не может принять новые
перемены.
Трудно
недооценить мастерство Гончарова и в создании имени и фамилии своего героя.
Фамилия «Обломов» означает, что герой
сломлен жизнью, пасует перед её трудностями и проблемами. Имя «Илья Ильич»
самозамкнуто, так как бездеятельный и
бесплодный способ существования предков Обломова находит в нем конечное
завершение. Поэтому образ Обломова стал
нарицательным для обозначения лени, безволия и равнодушия к жизни. Тип,
созданный Гончаровым, кроме того, обнаруживает
черты ярко выраженной асоциальности, пассивности и эскапизма, то есть
стремление уйти от действительности в мир иллюзий в ситуации кризиса, бессилия и отчуждения.
Вообще, принято считать, что образ Обломова сугубо отрицательный, однако Илья Ильич рисуется Гончаровым симпатичным,
душевным и нравственно чистым: «в основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой
симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого… сердца».
До сих пор не
утихают споры вокруг фигуры Обломова. Одни видят в нем мудреца и созерцателя,
человека с добрым “голубиным” сердцем.
Другие отмечают “лень и апатию” Ильи Ильича, его общественную бесполезность и
никчемность. Однако Гончаров хотел
показать совсем не это. Прямо и смело глядя в глаза исторической истине, не
скрывая жестокой правды о губительном
воздействии «обломовщины» на личность незаурядного человека, писатель сумел
показать поэзию и правду нравственного
противостояния общественному злу, создав национально-конкретный, социально
обусловленный и вместе с тем
общечеловечески значимый характер Ильи Ильича Обломова. Такова
нравственная доминанта образа и его
философско-психологический смысл.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/