Шолпан Забихова, ст. преподаватель кафедры
издательского дела и редактирования
Публицистика как вид творчества
Искусство
формирует сознание людей, ориентируя в действительности, воздействуя на
духовный мир. Влияние искусства сказывается на всех сторонах сознания, в том
числе и на мировоззрении как рационально-понятийной стороне сознания. Г. Л.
Абрамович пишет, что искусство призвано "помочь людям осознать и
почувствовать красоту или безобразие тех или иных характеров, поступков,
мыслей, чувств, обстоятельств". Искусство духовно обогащает людей,
формирует прекрасные человеческие характеры. Великий сын казахской степи,
известный теоретик журналистики Ахмет Байтурсынов отмечает в своих трудах, что
существует много видов искусства.
Искусство
делится: на наглядное и собранное. Байтурсынов А. делил наглядное искусство на
5 видов: архитектуру, скульптуру, живопись, музыку и литературу.
Публицистика,
как и художественная литература, имеет дело со словом. Публицистика прежде
всего использует такой канал коммуникации, такие средства массовой информации и
пропаганды, как журналистика. Государственные и негосударственные газеты, радио
и телевидение, располагая широкой и разветвленной сетью корреспондентов создает
многообразную, разностороннюю, всеохватывающую "историю
современности".
Прохоров
Е. П. указывал, что: "...публицистика предлагает особый тип ориентации -
не столько в законах действительности и в эпохах развития общества, сколько в
текущих событиях во всем их многоцветии и разнообразии. Это означает также что
наука, искусство и публицистика взаимодействуют и здесь существуют переходные
формы". Прохоров Е. П. отмечал, что "...публицистика призвана помочь
практически процессу духовного сознания мира народными массами, способствовать
правильному, глубокому, всестороннему ориентированию их в текущей
действительности. Именно публицистика, нашедшая свое место прежде всего в
периодической печати, затем на радио, в кино, телевидении, в наибольшей степени
соответствует особенностям формирования и функционирования этого типа
сознания". Известно, что специфическое социальное предназначение
публицистики - формирование общественного мнения. Формирование общественного
мнения является важнейшей, но не единственной функцией публицистики. Прохоров
Е. П. в своих трудах указывал на две функции публицистики:
социально-педагогическую и информационно-познавательную.
Публицистика
объединяет в себе качества науки и искусства, а потому и выступает как особый
тип творчества. Публицист использует в своем творчестве элементы художественной
литературы. У публицистики в отличие от художественной литературы не только
свои задачи, не только свои приемы творчества, но и свое слово. Публицистика
для Горького М. - очень важная часть общелитературного дела. Герцен и
революционные демократы рассматривали публицистику как неотъемлемую составную
часть, особый род литературы, как искусство слова и одновременно оружие
политической борьбы. Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев, Плеханов,
Луначарский и другие в своих работах подчеркивали, что история публицистики
предоставляет бесконечный ряд произведений, которые являются образцом научного
анализа социальных фактов.
Многие
исследователи обращались к вопросу, вступает ли публицист в сферу искусства, в
его предметную область. Плеханов Г. В. иногда противопоставлял публициста и
художника: "Художник, - писал он, - мыслит образами. Публицист доказывает
свою мысль с помощью логических доводов". Эльсберг Я. Е., Поспелов Г. Н.
утверждают, что образ имеет дополнительное, иллюстративное, поясняющее
значение. Лазебник Е. А. считал, что "художественность является
неотъемлемым элементом силы публицистики. Художественность - вот та
магистральная линия в развитии публицистики, которая объединяет ее с литературой...".
Деятельность
публициста - это творческая практика. Конечно, публицистика не в состоянии
подменить искусство. Но в тоже время публицистика не может существовать, не
заимствуя очень много у искусства.
Авторская позиция в публицистике
Публицистический образ: формы проявления и содержания
Публицистика
- искусство слова. Исходный материал, которым оперирует публицистика - факт. Ни
одна серьезная статья автора не обходится без ссылки на факт. Тем самым, факт
представляет собой начало всех начал.
Проблема
автора в художественной литературе стала предметом внимания целого ряда ученых,
таких как: Виноградова В. В., Гуковского Г. А., Гинзбург Л. Я., Кормана Б. О.,
Стюфляевой М. И. и других.
Произведения
художественной литературы, прежде всего эпические жанры, представляют собой
замкнутое, внутрисферическое бытие, вмещенное в сознание автора. Этот
придуманный мир живет по своим собственным законам, которые чаще всего отражают
законы окружающей среды. Если же писатель нарушает сложившийся литературный
"этикет", замечая читателя как объект воздействия, апеллируя к нему,
пытаясь его завоевать, тогда можно говорить о публицистических тенденциях в
художественном творчестве.
Авторская
воля при создании образа обнаруживается по преимуществу в многократном и тщательном
отборе факторов, которые несут знание о герое и помогают выстроить стержень
характера. В публицистическом произведении автор выступает носителем
определенной идеологии. Существует определенное звено "автор - герой -
читатель".
Автор
в публицистике идентичен личности публициста. Он лицо невыдуманное, реальное,
хорошо известное многим читателям, пользующееся их расположением. Для читателя
особенно важно, что автор-публицист является не только носителем определенных
идей, но и "одним из нас", "просто человеком" со своими
взглядами, вкусами и привычками. Следя за публикациями читаемого журналиста, мы
начинаем невольно собирать о нем (авторе) дополнительные сведения.
Основным
жанром публицистики является репортаж. Качества репортажа зависят от степени погружения
публициста в изучаемую среду. Стюфляева М. И. указывает: "...В одних
случаях автор выступает только как свидетель неких эпизодов, в других - он
вмешивается в происходящее, и событие оказывается высвеченным изнутри. Наконец,
нередко автор выступает в качестве инспиратора общественно значимого действия.
Три
позиции автора - три очень приблизительно выделенных состояния репортажного
повествования".
Стюфляева
М. И. отмечает, что широко распространенной и самой наглядной формой выражения
авторского начала в публицистике является обозначение присутствия журналиста на
месте события.
Внешними
приметами документальности в тексте становятся указание места и времени
происходящего, подлинные имена людей. Но есть публицистические произведения,
хотя они и безадресны, но которым не в праве отказать в документальности.
Автор, рассказывая о событиях, должен гарантировать истинность происходящего.
А.Агроновский в своих работах указывал, что в публицистике стремление скрыть
"мешающие" факты, обойти негативные стороны явления, прибегнуть к
"фигуре умолчания" оборачивается антихудожественностью, эстетической
несостоятельностью. Авторское присутствие в корреспонденции и статье
обнаруживается не менее решительно, чем в жанрах, традиционно несущих печать
личности, - в репортаже, очерке.
В
документальной публицистике устанавливаются качественно новые связи автора с
окружающей средой, обогащаются его взаимоотношения с героями. Автор и герой
прежде всего принадлежат одному миру - миру реальной действительности.
Публицист волен силой личного вмешательства подчеркнуть, объяснить, выделить
наиболее значимые факты.
Место
и значение образа в публицистике занимали многих ученых. Белинский В. Г. писал:
"Кажется, что бы делать искусству (в смысле художества) там, где писатель
связан источниками, фактами и должен только о том стараться, чтобы
воспроизвести эти факты как можно вернее? Но в том-то и дело, что верное
воспроизведение фактов невозможно при помощи одной эрудиции, а нужна еще
фантазия. Исторические факты, содержащиеся в источниках, не более, как камни и
кирпичи: только художник может воздвигнуть из этого материала изящное
здание". Существенна роль образа, а следовательно, и обращение публициста
к предмету искусства, прежде всего при написании очерка и фельетона.
Образ
в публицистике не самороден, он рационально обусловлен. Каждый малый образ не
случаен, он связан с центральными, доминирующими образами. Главная и
неповторимая особенность публицистического образа то, что он порожден мыслью,
которую он реализует, развивает, уточняет, помогает проявиться ее оттенкам.
Публицистика
эксплуатирует преимущественно факты-образы. Факт-образ зарождается и
функционирует в соответствии с художественными законами и в то же время несет в
себе признаки факта как категории гносеологической. Это означает, что факт
имеет определенную протяженность во времени и пространстве, что он не точка, а
отрезок действительности. В качестве фактов-образов могут выступать вторичные
факты или, точнее, факты вторичного использования. Публицисту не обязательно
опираться только на свои собственные наблюдения, он может подчеркнуть бесценный
материал в прессе, найти в архивах и документах.
Зарождение и развитие казахской публицистики
Публицистика хх века
История
общественной мысли и новой письменной литературы Казахстана второй половины ХIХ
века ознаменовалась таким важным явлением, как зарождение и оформление
казахской демократической публицистики под воздействием требований народной
жизни, национальной действительности, под непосредственным идейным влиянием
русского революционно-демократического движения.
Основоположниками
национальной публицистики в Казахстане и ее первыми талантливыми мастерами,
подлинными трибунами народных чаяний выступили замечательные казахские
просветители Чокан Валиханов (1835-1865 гг.), Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.)
и Абай Кунанбаев (1845-1904 гг.).
Различными
путями и независимо друг от друга пришли казахские просветители к пониманию
исторической необходимости использовать оружие публицистического слова для
защиты интересов народа, угнетенного феодально-байскими хищниками и царскими
колонизаторами, для его социально-политического просвещения, для
последовательной борьбы в содружестве с русским народом за светлое будущее.
Первым
казахским просветителям приходилось в силу социальных обстоятельств
использовать для публицистических выступлений такие формы, которые тогда
оказывались единственно возможными. Чокан Валиханов помимо писем включал
публицистические рассуждения в научно-географические статьи, путевые очерковые
описания, в официальные докладные записки. Ибрай Алтынсарин с удивительным
мастерством придавал публицистическую окраску своей "Киргизской
хрестоматии", этнографическим публикациям. Сила публицистики Абая таится в
цикле назидательных рассуждениях "под общим названием "Гаклия".
В
этот период появляются в свет первые казахские издания. "Туркiстан
уалаятынын газетi" вышла в 1870 г. в качестве приложения к первому
периодическому изданию Средней Азии "Туркестанские ведомости". В
период с 1888 года по 1902 год в г. Омске выходит "Дала уалаятынын
газетi". Затем в 1907 году появилась газета "Серке" в качестве
приложения к газете "Ульфат" в г. Петербурге. В г. Уральске с 1911
года по 1913 год издавалась газета "Казакстан". Журнал
"Айкап" появился в 1911 году в г. Троицке и выходил в свет до 1915
года. В 1913 году появилась общенародная газета "Казах", которая
выходила в г. Оренбурге.
В
начале ХХ века казахская степь подарила миру яркие незаурядные личности:
Букейхана А., Байтурсынова А., Дулатова М., Шокая М., Кудайбердиева Ш.,
Аймаутова Ж. и многих других. Они оставили после себя богатое творческое
наследие. Их яркие публицистические работы были опубликованы на страницах
различных изданий того периода.
В
советский период публицистика продолжает свое развитие. Появляются
публицистические произведения: Ауэзова М., Муканова С., Булкышева Б., Нурманова
А., Бекхожина К., Алимжанова А., Смаилова К., Муртазы Ш. и многих других.
Независимость
страны - основная тема современной публицистики. На страницах современных СМИ
появляются глубокие аналитические работы журналистов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.unesco.kz/