Ирония — действенное средство художественной литературы
Ирония — действенное средство художественной литературы
Ирония —
действенное средство художественной литературы
Я никому не
сделал в жизни зла.
Н. А. Некрасов
Ирония, от
греческого «притворство, насмешка», достаточно распространенный в нашей
литературной классике прием, используемый поэтами и писателями для осмеяния, а
в конечном счете искоренения пороков общества и человека.
В 50-е годы XIX
века, на начальном этапе творчества, Николай Алексеевич Некрасов довольно часто
использовал этот художественный метод для того, чтобы в форме отрицания
высмеять явления и характеры, достойные этого, подчеркнуть двойной смысл, где
истинным будет не прямо высказываемый, а противоположный ему, подразумеваемый;
чем больше противоречий между ними, тем сильней ирония. В «Современной оде»
ирония подчеркивается и названием стихотворения. Как известно, ода — хвалебная
песнь. Так кому же «поет хвалу» автор?
Не обидишь ты
даром и гадины,
Ты помочь и
злодею готов,
И червонцы твои
не украдены
У сирот
беззащитных и вдов.
В дружбу к
сильному влезть не желаешь ты,
Чтоб успеху
делишек помочь,
И без умыслу с
ним оставляешь ты
С глазу на глаз
красавицу дочь.
Перед глазами
читателей вырисовывается до боли знакомый портрет карьериста-выскочки, который
идет к намеченной цели, не разбирая средств — все хороши на этом пути.
Не спрошу я,
откуда явилося,
Что теперь в
сундуках твоих есть:
Знаю: с неба к
тебе все свалилося
За твою
добродетель и честь!..
Украшают тебя
добродетели,
До которых другим
далеко,
И — беру небеса
во свидетели —
Уважаю тебя
глубоко...
Ирония
очевидна, ведь если бы автор говорил все это серьезно, он бы употреблял при
этом более подходящее в русском языке местоимение «вы» и не был бы так
беспощадно прямолинеен. «Колыбельная песня» относится к этому же ряду
произведений, где явно виден второй план. Поэт говорит одно, а подразумевает
совсем другое, и читатели это прекрасно понимают. Подзаголовок «Подражание
Лермонтову» только подчеркивает данную позицию автора.
Спи, пострел,
пока безвредный!
Баюшки-баю...
Подрастешь и мир крещеный
Скоро сам
поймешь,
Купишь фрак
темно-зеленый
И перо
возьмешь.
Скажешь: «Я
благонамерен,
За добро стою!»
Спи — твой путь
грядущий верен!
Баюшки-баю.
Если в первых
двух стихотворениях автор нам рассказывает о своих героях, выводя их в
«антигерои», то в произведении «Нравственный человек» мы слышим самооценку
самого действующего лица. Стихотворение написано в форме исповеди человека,
достаточно уверенного в себе, живущего, по его убеждению, «безгрешно». Живя
согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. А перед читателем
разворачивается совершенно иная картина. Жена от такого «благодетеля» сначала
сбежала к любовнику, а потом «слегла в постель и умерла». В дружбе он тоже
оказывается «высоконравственным человеком».
Приятель в срок
мне долга не представил.
Закон
приговорил его в тюрьму.
В ней умер он,
не заплатив алтына,
Но я не
злюсь... Я долг ему простил того ж числа.
С кем ни
общается этот «безгрешный», все погибают, а он в полной уверенности, что
Живя согласно с
строгою моралью,
Я никому не
делал зла.
Это двустишье
повторяется в стихотворении рефреном, нагнетая авторскую иронию, переходящую в
сарказм. Н. А. Некрасову подвластны любые темы, художественные методы. Он мог
быть лиричен и суров, трагичен или бесшабашно весел, саркастически зол, но
всегда из-под его пера выходили прекрасные стихотворения, составившие «золотой
фонд» нашей великой литературы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/