Идейно-художественное своеобразие драматургии Л. Н. Толстого
Идейно-художественное своеобразие драматургии Л. Н. Толстого
Идейно-художественное
своеобразие драматургии Л. Н. Толстого (по пьесам «Власть тьмы» и «Живой труп»)
Драматургия
Толстого неоднородна как по способам обрисовки явлений жизни, так и по своему
художественному качеству.
“Власть тьмы”,
“Плоды просвещения”, “Живой труп” составляют ярчайшую страницу в истории
русской и мировой драматургии. Один из создателей эпоса нового времени, Толстой
и в драматургии нашел оригинальные, в высшей степени плодотворные пути
творчества. Между его художественной прозой и драматургией есть свои внутренние
соприкосновения. Если в “Смерти Ивана Ильича” и “Крейцеровой сонате” драматизм
положений, переживаний имеет в своей основе “подобие жизни”, то во “Власти
тьмы”, “Плодах просвещения” отражена драма народа, драма его повседневного
бытия.
Народная тема в
русской драматургии разрабатывалась и до Толстого. В драме А. С. Пушкина “Борис
Годунов” показана роль народа в исторических событиях.
“Бориса Годунова”
и “Власть тьмы” отделяют друг от друга шестьдесят лет. Внимание Толстого
привлекают иные явления и стороны народной жизни. Он показывает деревню в тот
период ее существования, когда старое тесно сплеталось с “новым”, когда все
сильнее и сильнее ощущалось воздействие буржуазных отношений. Писатель
изображает повседневное течение жизни, ее “обычный” уклад, но в этой
обыденности он вскрывает истинный драматизм, который входит неотъемлемым
элементом в ее содержание. Существенной особенностью обрисовки действующих лиц
во “Власти тьмы” является ярко выраженный нравственный критерий. Конфликты,
характеры героев развиваются в пьесе в силу своей жизненной логики, внутренней
необходимости, и вместе с тем стремления, поступки людей показаны здесь в свете
высоких этических требований, которым писатель всегда придавал огромное
значение. Нравственное начало и драматизм во “Власти тьмы” образуют единое
целое.
Стремление
любыми средствами добиться материального благосостояния, жажда богатства,
легкой жизни, ведущие к преступлениям, вступают во “Власти тьмы” в острое
противоречие с горячим желанием жить по справедливости; жестокость и подлость
сталкиваются с нравственным чувством. Здесь и выявляются истоки драматического
конфликта пьесы, в которой страстно осуждается не только само зло, но условия,
породившие его, осуждаются обычные нормы жизни, являющиеся отражением основных
принципов собственнического общества.
В совсем иной
манере, иной тональности написана драма “Живой труп”. Замысел произведения на
тему, очень близкую этой пьесе, относится к середине девяностых годов. В своем
дневнике 9 февраля 1884 года Толстой записал: “Ясно пришла в голову мысль
повести, в которой выставить бы двух человек: одного — распутного,
запутавшегося, павшего до презрения только от доброты, другого — внешне
чистого, почтенного, уважаемого от холодности, не любви”. Конкретизация этой
мысли привела художника к замыслу драмы, возникшему в 1887 году. Над созданием
“Живого трупа” Толстой работал вначале с огромным увлечением, а затем появились
сомнения в ценности и нужности этого произведения.
Отличительными
чертами пьесы являются воплощение сложных психологических коллизий и
одновременно с тем тонкость, мягкость портретного рисунка, внешняя сдержанность
драматического повествования и внутренняя напряженность чувств. “Живой труп”
написан Толстым вскоре после завершения работы над “Воскресением”. На первый
взгляд, кажется не очень понятным переход от гневного обличения, разящей сатиры
“Воскресения” к акварельным краскам “Живого трупа”. Однако использование
различных средств, путей художественного претворения замысла в жизнь как раз и
свидетельствовало о широте восприятия писателем действительности, богатстве его
творческих замыслов.
В то время как
в “Воскресении” среда, с которой постоянно соприкасается основной герой,
представлена людьми, стоящими у власти, хранителями порядка, в “Живом трупе”
главное действующее лицо сталкивается с аристократической “добропорядочностью”.
В драме нет остро очерченных отрицательных фигур, подобных героям социально-сатирического
романа. Те, с кем порывает Протасов, не отличаются какими-либо особыми
пороками: это средние, обыкновенные люди определенного общественного круга,
обладающие, с общепринятой точки зрения, многими достоинствами. Но замысел
художника и заключается в том, чтобы показать не только крайние проявления тех
принципов, на которых основана жизнь господствующих классов, но и
несостоятельность аристократической респектабельности.
В “Живом трупе”
Толстой развивает действие, не проводя вначале резких внутренних разграничений
между героями. Но одновременно с тем он рисует в качестве исходной ситуации
конфликт, стремясь изнутри прояснить характеры героев. Духовный облик
действующих лиц раскрывается постепенно, в противоречии с тем, какими герои
кажутся при первом знакомстве с ними, вопреки тому, как оценивают их
окружающие, что они думают сами о себе.
И вместе с тем
характеристика “респектабельных” героев несет в себе явные обличительные
начала. Однако в процессе развития действия хорошее и дурное как бы меняются
своими местами; то, что признавалось многими значительным, добропорядочным,
выступает как мелкое и ничтожное, и наоборот, то, что оценивалось как ничтожное
и низменное, предстает в своем душевном обаянии и силе.
Существенной
особенностью “Живого трупа” является неразрывная связь социального,
психологического и нравственного аспектов. Освещение коллизий жизни, психология
героев в “Живом трупе”, как и в других произведениях Толстого, включает в себя
нравственный конфликт, который не обособляется от внутреннего развития драмы,
но ясно проступает в обрисовке ее действующих лиц.
Пожалуй, никто
из русских и западноевропейских драматургов не выдвигал с такой глубокой
художественной мотивацией, как автор “Власти тьмы” и “Живого трупа”, те высокие
этические требования к человеку, которые, по мнению писателя, должны составлять
важнейшее начало духовной жизни.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/