Художественное
наследие крупнейшего русского писателя и поэта ХХ в. Ивана Алексеевича Бунина,
первого русского писателя – лауреата Нобелевской премии (1933), было
преемственно связано с традициями классики (от пушкинского и лермонтовского
Золотого века до психологической прозы второй половины ХIХ столетия) и в то же
время аккумулировало новейшие эстетические открытия, совершенные модернистской
культурой рубежа ХIХ-ХХ вв. и касающиеся обновления образного мышления,
способов раскрытия внутреннего мира личности, жанровых экспериментов.
Творческий
путь и личная судьба Бунина волею исторических обстоятельств оказались
разделенными на две примерно равные части: до 1920 г. жизнь и творчество в
России; с 1920 по 1953 гг. – на "других берегах" эмигрантского
изгнания.
Бунин
родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в дворянской семье. Его детские и
юношеские годы проходили вначале на хуторе Бутырки, а затем в поместьи Озерки
Елецкого уезда. Будущий писатель учился в елецкой гимназии, которую так и не
окончил, решающее же влияние на становление его личности оказали занятия со
старшим братом Юлием. Уже в ранней юности, зачитываясь творениями Пушкина,
Лермонтова, поэтов пушкинской плеяды, а также произведениями Л.Толстого,
писателей-"шестидесятников" о народном бытии, Бунин создает свои
первые стихотворения, пронизанные ощущением непостижимости жизни в ее глубинном
соприкосновении с тайной смерти, памяти и Прапамяти: "И первый стих, и первая
любовь // Пришли ко мне с могилой и весною…" (8,18) . Сборник стихов
1887-1891 гг. выходит в 1891 г. в Орле, где в то время Бунин сотрудничал в
газете "Орловский вестник". Несколькими годами раньше в петербургской
газете "Родина" публикуются первые прозаические опыты молодого
писателя, отразившие период увлечения народничеством: рассказ
"Нефедка" и очерк "Два странника". Для понимания всей
последующей творческой эволюции Бунина важно уже здесь обратить внимание на
глубоко лирическую природу его творческого дара. В разные десятилетия
соотношение лирического и эпического начал в его художественной манере будет
меняться, однако подлинных вершин Бунин достигнет именно в своей во многом
экспериментальной прозе: от лирико-философских "этюдов" 1890-1900-х
гг. до "Жизни Арсеньева", поздних "кратких рассказов" и
"Темных аллей".
Для
творческого периода 1890-1900-х гг. характерны интенсивные художественные и
интеллектуальные искания писателя. В 90-е гг. Бунин активно изучает
западноевропейскую литературу и философию, переживает период увлечения
толстовством и народническими идеями (последние нашли, в частности, отражение в
напечатанном в "Русском богатстве" рассказе "Танька"). В
конце 1893 г. он впервые встречается со Л.Толстым, о духовных исканиях которого
уже в эмиграции Бунин напишет в художественно-философском эссе
"Освобождение Толстого". В 1895 г. завязывается близкая дружба с
Чеховым, а весной 1899 г. он знакомится с Горьким, напряженные личные и
творческие взаимоотношения с которым, включая и временное участие Бунина в
"Знании", продлятся до 1917 г. В 1903 г. за перевод "Песни о
Гайавате" писатель был удостоен Пушкинской премии.
В
бунинском наследии 90-900-х гг. важнейшее место занимает поэзия, одной из
вершин которой стала пейзажно-философская поэма "Листопад" (1900).
Лирические медитации активно проникают и в "малую" прозу Бунина этих
лет, предопределяя развитие особого жанра лирико-философского рассказа и
окрашивая как бытийные раздумья художника, так и его прозрения, касающиеся
национального характера, исторических судеб России ("Перевал",
"Сосны", "Мелитон", "Антоновские яблоки",
"Святые горы", "У истока дней" и др.). Искания Бунина в
сфере бессюжетной лирической прозы, с одной стороны, роднили его с опытом зрелого
Чехова, а с другой – включались в контекст жанровых новаций эпохи – эпохи
модернизма (ранние рассказы Б.Зайцева, прозаические эскизы К.Бальмонта,
печатавшиеся в начале века в "Южном обозрении" и т.д.). У Бунина
импрессионистический поток образов, объединенных внутренними ассоциативными
связями, сочетается с их предметно-бытовой и исторической достоверностью.
Жанрообразующими факторами выступают здесь импрессионистическая
"прерывистость" повествования, соединение далеких временных планов,
музыкально-ритмическая насыщенность языка, символическая емкость деталей-лейтмотивов.
В 1907 г. вместе с будущей женой В.Н.Муромцевой Бунин совершает длительное
путешествие в Европу, на Святую землю, в восточные страны (Турция, Египет,
Цейлон и др.), творческим результатом которого становится цикл путевых поэм
"Тень птицы" (1911).
В
качестве особого этапа творческой судьбы Бунина выделяется творчество 1910-х
гг., вобравшее в себя трагедийное мирочувствие предреволюционного десятилетия –
в масштабе как России, так и современной цивилизации в целом. В 1910-е гг.
заметно снижается активность Бунина в сфере лирики, а на первый план выступают
масштабные эпические полотна. В его прозе этих лет целесообразно выделить три
содержательных уровня.
Во-первых,
это рассказы и повести о России и русском крестьянстве, наполненные как
отголосками событий 1905 г., так и грозными предвестиями недалекого будущего.
Этот ряд раздумий о "светлых и темных, но почти всегда трагических
основах" русской души открывается повестью "Деревня" (1910),
принесшей автору всероссийскую известность и вызвавшей бурную полемику в
критике, а продолжается повестями "Суходол" (1911), "Веселый
двор" (1911), рассказами "Худая трава" (1913), "Ермил"
(1912), "Ночной разговор" (1911), "Захар Воробьев" (1912) и
др. Раздумья Бунина о кризисных сторонах национального сознания, исторических и
метафизических истоках русской революционности, о нередком торжестве
"азиатчины" в русской жизни – и одновременно постижение вековых основ
народной нравственности, духовной сращенности крестьянина с землей,
неповторимого опыта простонародного отношения к смерти высветили антиномизм
художественного мышления писателя, направленного на горько-отрезвляющее
развенчание мифов о русской душе. Подобные интуиции Бунина органично вошли в
литературный и общекультурный контекст эпохи. В эти годы пристальный интерес к
закономерностям народной жизни, в частности в ее "уездном" варианте,
сблизил таких несхожих художников, как А.Белый и М.Горький, А.Ремизов и А.Блок,
Е.Замятин и А.Толстой…
Во-вторых,
эпохальные потрясения в масштабе Европы, связанные с началом Первой мировой
войны (1914 г.), подтолкнули писателя от проблем русской жизни обратиться к
художественному осмыслению судеб современной, рационалистичной и позитивистской
в своих основах, цивилизации. От конкретно-исторического художественная мысль
Бунина, обогащенная интересом к восточной философии и буддизму, восходит к
онтологическому масштабу постижения мироздания и человеческой души: от
довоенного еще рассказа "Братья" (1914) к рассказам"Господин из
Сан-Франциско" (1915), "Сны Чанга" (1916), "Соотечественник"
(1916) и др.
В-третьих,
в этот период интенсивное развитие получает и психологическая проза Бунина,
глубинными основаниями которой стали философия Эроса, постижение тайны времени,
памяти, взаимодействия осознанного и бессознательного в структуре личности: это
и рассказ "При дороге" (1911), и рассказа "романного типа"
"Чаша жизни" (1913), "Грамматика любви" (1915), и
"Легкое дыхание" (1916)… Трагедийное осмысление любви, намеченное в
этих и других произведениях 1910-х гг., достигнет высот в позднейшем эмигрантском
творчестве.
Таким
образом, ко времени революции Бунин имеет заслуженную репутацию признанного
мастера слова, чье творчество развивалось в основном вне рамок школ и
направлений, а синтезировало, что особенно очевидно уже в 10-е гг.,
реалистические традиции, классическую ясность стиля с модернистскими открытиями
в сфере нового образного языка наступившего столетия (невзирая на резкие выпады
писателя против многих представителей литературы модернизма).
В
отличие от значительной части отечественной интеллигенции Бунин скептически
воспринял события Февральской революции , Октябрьский же переворот вызвал в нем
острое и последовательное неприятие. В течение 1918-20 гг., находясь в Москве,
а затем в Одессе, писатель создает цикл дневников под общим названием
"Окаянные дни". В произошедших потрясениях он увидел исполнение тех
трагедийных пророчеств о гибельных сторонах национальной ментальности, которые
оформились в его "крестьянских" повестях и рассказах 10-х гг.
Примечательна и сама жанровая форма дневника. В литературном сознании
Серебряного века она была весьма "привилегированной", что было
связано с тенденцией к лиризации жанровой системы в целом. Так, о смысле жанра
дневника, сопрягающего субъективное и объективное видения мира, в 1911 г. писал
Блок: "Писать дневник, или по крайней мере делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам. Весьма вероятно, что наше время –
великое и что именно мы стоим в центре жизни, то есть в том месте, где сходятся
все духовные нити…" . Блоковскому мнению близка и точка зрения самого
Бунина: "Дневник – одна из самых прекрасных литературных форм. Думаю, что
в недалеком будущем эта форма вытеснит все прочие…" .
Дневниково-исповедальный элемент весьма ощутим в лирико-философских рассказах Бунина
разных лет; на его значимость в бунинских "кратких рассказах" 1930 г.
указал В.Ходасевич: миниатюры "похожи на мимолетные записи, на заметки из
записной книжки, сделанные "для себя" и лишь случайно
опубликованные…" .
С
1920 г. начинается эмигрантский период жизни и творчества Бунина, связанный с
его жизнью во Франции. Писатель обоснованно завоевывает репутацию лидера
литературного поколения "первой волны" эмиграции: его произведения
публикуются в самом известном "толстом" литературном журнале –
"Современных записках", а смерть Бунина в 1953 г. будет воспринята
современниками как символичное завершение этой страницы литературной истории.
В
эмигрантском творчестве стиль Бунина достигает особой утонченности, происходит
расширение жанрового диапазона – с отчетливой тенденцией к исканиям в сфере
крупных художественных форм (роман, эссе, цикл рассказов). В бунинской прозе
этих десятилетий важно и углубление бытийной проблематики – в раздумьях о
гранях любовного переживания, судьбах России, метафизике и психологии творчества.
В
20-е гг. Буниным создан ряд вершинных рассказов и повестей о любви:
"Митина любовь" (1924), "Солнечный удар" (1925),"Дело
корнета Елагина" (1925) ,"Ида" (1925) и др. Здесь в полную силу
выражена намеченная ранее трагедийная концепция любви, рассматриваемой как
взлет души, прорыв из "будней" к ощущению надвременного единства
всего сущего, – и вместе с тем прочувствована катастрофическая краткость
подобного наивысшего напряжения человеческого существа. В бунинском мире, в
отличие от символистов, осмысление любовного переживания основано на
художественном проникновении в зримо-осязаемую реальность: это и рука героини,
"пахнувшая загаром" ("Солнечный удар"), и Катя, наполнившая
своим живым присутствием природный космос ("Митина любовь")…
Понимание Эроса как устремления личности к обретению целостности,
"абсолютной индивидуальности" (Н.Бердяев) и одновременно как томления
земного по бесконечности обнаруживает глубокую сопричастность Бунина тем
философским истокам (работы В.Соловьева, Н.Бердяева и др.), которые питали
художественную культуру рубежа веков. Разноплановая галерея "ликов
любви" и женских образов будет явлена и в итоговом сборнике рассказов
"Темные аллеи", над которым писатель работал в Грассе с 1937 по 1944
гг. Рождение этой книги явилось для Бунина подтверждением той великой,
Божественной силы искусства, которая способна противостоять самым тяжким
потрясениям современности: " "Декамерон" написан был во время
чумы. "Темные аллеи" в годы Гитлера и Сталина, когда они старались
пожирать один другого" , – такова надпись, сделанная автором на издании
сборника в 1950 г.
С
20-х гг. в творчестве Бунина заметно эволюционирует жанр лирико-философского
рассказа. Более зримым становится сплав образного и философско-рефлективного
путей постижения бытия ("Ночь", "Несрочная весна",
"Музыка", "Поздний час" и др.). И в этом Бунин по-своему
разделил общие закономерности эстетического развития эпохи. Чрезвычайно
значимым в модернизме стало взаимопроникновение литературы и философии:
философская мысль получала дальнейшую динамику в континууме художественного
текста – будь то эссеистика В.Розанова или культурологические идеи,
воплотившиеся в образную форму в прозе А.Белого, А.Блока. Хотя Бунина отличало
от модернистов стремление сохранить непосредственность художественного
восприятия, не "отягощенного" привнесенными извне
"теориями".
Значимым
явлением в поздней малой прозе писателя стал и цикл "Кратких
рассказов" 1930 г. Эволюция лирико-философских рассказов и миниатюр в
бунинском творчестве закономерно вела ко все более экспрессивному лаконизму,
отточенности жанровых форм. Структурообразующими факторами становятся в
"кратких рассказах" ритмический рисунок и речевые детали: как точно
подметил в своей рецензии В.Ходасевич, "на сей раз путь к бунинской философии
лежит через бунинскую филологию – и только через нее…" . Опыты в жанре
миниатюры возникали и в более поздней бунинской прозе ("В одной знакомой
улице", "Качели", "Часовня", "Мистраль",
"В Альпах", "Легенда" и др.). Жанрообразующими признаками
многих из них стали вкрапления стихотворных цитат, лирически
"преображающих" повествование, сближение с принципами организации
поэтического текста, повышенная роль символики.
Крупнейшим
явлением стал в позднем творчестве Бунина роман "Жизнь Арсеньева"
(1927-1933), явившийся итогом многолетних исканий автора в сфере лиризованной
прозы и оригинально выразивший процессы обновления романного мышления в ХХ в.
В
произведении взаимодействуют различные жанровые тенденции. Здесь присутствуют
черты и "биографии", и "антибиографии", признаки
художественной исповеди, а также "романа о художнике": в уста
Арсеньева часто вкладываются заветные раздумья Бунина о сущности искусства,
русской литературе. Истоком "модерности" произведения стал отход
Бунина от традиционного для реализма ХIХ в. романа идеи, в основе которого
лежало представление о последовательном становлении личности, поступательном
развитии истории (классические романы И.Гончарова, И.Тургенева, Л.Толстого).
"Стартовым" в "Жизни Арсеньева" становится переосмысление
антропоцентристской модели мира, вызвавшее серьезные трансформации во всей
романной структуре.
Нелинейность
композиционного движения в романе объясняется тем, что все художественное целое
сфокусировано вокруг не сюжетной динамики, но ассоциативного развертывания
ключевых лирических тем. Этот принцип применялся Буниным еще в
"Суходоле", однако в "Жизни Арсеньева" "радиус"
таких концентрических "кругов" заметно расширяется: от индивидуальных
переживаний героя к раздумьям о философии творчества, судьбах России и русской
культуры. Конфигурация этих тем подчинена ассоциативно-ритмическим ходам, а их
осмысление сопряжено с "двойной" субъективностью – автора и героя.
Малоисследованной
гранью лиризма бунинского романа остается пока богатый реминисцентный пласт
произведения, доминирующими в котором становятся стихотворные цитаты из
классической поэзии. Автор на практике осуществил давние мечты – и собственные,
и многих символистов – о соединении стиха и прозы в единое художественное
целое. Стихотворные фрагменты создают лейтмотивный ритм повествования;
поэтическое "прочтение" получают в "Жизни Арсеньева" все
явления бытия: и первые детские восприятия мира, и творческие поиски, и чувство
России. Лирические вкрапления воздействуют на их прозаическое окружение, способствуя
метризации последнего, его приближению к законам стихотворного языка.
Эти
новации, во многом сближавшие автора "Жизни Арсеньева" с рядом
явлений как русского, так и европейского модернизма (М.Пруст, Б.Пастернак и
др.), обусловлены переосмыслением классической антропоцентристской модели мира,
движением к синтезу форм пространства и времени, лиризацией всего арсенала
художественных средств – от общей композиции до особенностей языка.
В
поздний период творчество Бунина обогащается поисками в сфере эссеистики:
"Освобождение Толстого" (1937), "О Чехове" (начало 1950-х
гг., незаверш.).
В
историко-литературном плане актуализация эссеизма в начале ХХ в. происходила
прежде всего в широком поле модернистской культуры и явлений, так или иначе с
ней "рифмующихся". Яркое воплощение эссе получило в творчестве
Д.Мережковского, А.Ремизова, М.Цветаевой, В.Ходасевича, К.Бальмонта и др. Жанр
эссе постепенно вызревал и у Бунина, будучи на содержательном уровне связанным
с углублением художнической саморефлексии писателя: от лирико-философских рассказов
20-х гг. к "роману о художнике" и эссе о Толстом и Чехове.
Подосновой
двух бунинских эссе стали его глубокое преклонение пред личностью Толстого и
дружба с Чеховым. Авторский угол зрения на изображаемое в обеих книгах
изначально не был одинаков.
В
"Освобождении Толстого" заметна большая дистанция автора при
раскрытии личностных свойств Толстого. Главный упор сделан на онтологической
интерпретации духовной биографии писателя, на толстовскую философию,
воплотившуюся в образной ткани его произведений. Это сближающие автора и
"героя" бытийные прозрения о Прапамяти, жизни и смерти,
нерациональных путях познания действительности, об отношении к чувственной
стороне мира и др. Эссе о Толстом становится важнейшим актом самопознания
Бунина. Диалогическая встреча двух речевых потоков – автора и "героя"
– вела к лирическому вчувствованию в судьбу титана русской классической
культуры.
С
Чеховым Бунина связывало более разностороннее личное, бытовой знакомство,
поэтому в эссе о нем сильнее проявился мемуарно-биографический элемент. Внешней
канвой стало здесь воссоздание жизненного пути Чехова. За
"объективным" повествованием о встречах двух писателей проступают
таинственные черты внутреннего склада Чехова, которые в потоке бунинских
размышлений обретают связь с аспектами наследственности и Прапамяти. По мере
развертывания повествования в суждениях Бунина о Чехове все ярче обнаруживаются
свойства творческой личности автора, стремящегося дать итоговую оценку своих
отношений с классикой.
Таким
образом, и в "Освобождении Толстого", и в книге "О Чехове"
художественная структура насквозь лирична: именно авторская личность,
осмысляющая себя в соотнесенности с культурой прошлого и настоящего, выступает
в качестве ядра эссе.
В
1950 г. в Париже вышли "Воспоминания" Бунина, где в призме
пристрастных авторских оценок предстала панорама художественной жизни
Серебряного века.
Писатель
скончался 8 ноября 1953 г. в Париже и был похоронен на кладбище
Сен-Женевьев-де-Буа.
Творчество
Бунина, при всей самобытности, оказалось знаменательным явлением в свете
магистральных для ХХ в. спора и взаимодействия эстетических систем реализма и
модернизма. Сохраняя классическую ясность и строгость художественного мышления,
реалистическую зоркость к предметной, чувственной стороне индивидуального и национально-исторического
бытия, Бунин в то же время был типологически близок модернизму трагедийным
опытом миропереживания, движением к обновлению поэтики образности, принципов
психологического изображения, системы литературных жанров. И, сближаясь с модернистами
в видении актуальных эстетических задач, Бунин нередко осуществлял в творческой
практике то, что в модернизме оставалось на уровне формальных экспериментов и
теоретических построений.
Список литературы
1.
Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики:
Учебное пособие. Изд. 2-е. М; Белгород, 2001. В предназначенном для студентов
учебном пособии анализируется дореволюционный период творчества Бунина, особое
внимание уделено его поэтическому наследию. К анализу привлечены мало известные
архивные материалы и письма.
2.
Колобаева Л.А. Проза И.Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и
абитуриентам. М., 1998. В книге профессора МГУ им.М.В.Ломоносова рассмотрены
концепция личности в художественном мире писателя 1890-1910-х гг., философская
и национально-психологическая проблематика его повестей и рассказов. Крупным
планом проанализированы рассказы "Антоновские яблоки", "Господин
из Сан-Франциско", "Солнечный удар", "Темные аллеи", "Чистый
понедельник".
3.
Мальцев Ю.В. Бунин. М., 1994. Новаторское системное исследование творческого
пути Бунина, места его произведений в русском и мировом литературном и
культурном контексте.
4.
Ничипоров И.Б. "Поэзия темна, в словах не выразима…". Творчество
И.А.Бунина и модернизм. М., 2003. В монографии творчество Бунина рассмотрено на
широком фоне русского и европейского модернизма, а также философской и
эстетической мысли рубежа ХIХ-ХХ вв. Соотношение творчества Бунина с
модернистской и реалистической эстетическими системами показано на уровнях
поэтики художественного образа, новых форм художественного психологизма,
жанровых исканий.
5.
Ничипоров И.Б. На путях постижения русской души: И.А.Бунин и
"деревенская" проза // Филологические науки.2002.№1.С.30-37.
Бунинское постижение судеб России и коренных черт национального характера
представлено в статье в литературной перспективе.
6.
Штерн М.С. В поисках утраченной гармонии. Проза И.А.Бунина 1930-1940-х гг.
Омск, 1997. В книге предложена целостная концепция жанровой эволюции поздней
прозы Бунина.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/