(По повестям
О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде")
Создавая
"Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще
неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу
современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его
современников. Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, является тема
губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием
золота.
Это особенно
ярко отражено в двух известных произведениях Бальзака - "Гобсек" и
"Евгения Гранде". Произведения Бальзака не утратили своей
популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читателей, и среди
людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания
человеческой души, стремящихся разобраться в исторических событиях. И для этих
людей книги Бальзака - настоящая кладовая жизненного опыта.
Ростовщик
Гобсек является олицетворением власти денег. Любовь к золоту, жажда обогащения
убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.
Единственное, к чему он стремится, это обладать все большими и большими
богатствами. Кажется абсурдом, что человек, владеющий миллионами, живет в
бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая
извозчика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы
немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7
франков. Ведя скромную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во
что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, которые обращаются к нему за
помощью, он настолько беспощаден, настолько глух ко всем их мольбам, что
напоминает скорее какую-то бездушную машину, чем человека.
Гобсек не
пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди,
с которыми он встречается, это его партнеры по профессии. Он знает, что у него
есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не
хочет знать о ней, потому что она - его наследница, а Гобсеку тяжело думать о
наследниках, потому что он не может смириться с тем, что он когда-нибудь умрет
и расстанется со своим богатством.
Гобсек
стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не
переживает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему
окружающему. Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор
наделяет его и некоторыми позитивными индивидуальными качествами. Гобсек умный,
наблюдательный, проницательный и волевой человек.
Во многих
суждениях Гобсекамы видим позицию самого автора. Так, он считает, что
аристократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной
порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над
ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по
векселям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни
становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие
предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая
им в цене.
Умирает Гобсек,
устремив взгляд на огромную груду золота в камине. Папаша Гранде - коренастый
"добряк" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько
таинственная и фантастическая, как Гобсек. Биография его вполне типична:
сколотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде становится одним из
самых именитых граждан Сомюра.
Никто в городе
не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом
гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним
добродушием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара,
муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль
гвоздя. Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько
одинок, как Гобсек, у него есть определенный круг знакомых, которые
периодически его навещают, поддерживают добрые отношения.
Но все же из-за
своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках
окружающих он видит лишь попытки разжиться за его счет. Он только делает вид,
что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь
то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее
добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее. Страсть к деньгам
делает его совершенно бесчеловечным: смерти жены он боится из-за возможности
раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, заставляет ее
отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей
собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться
своим золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает
свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно
отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника
позолоченный крест.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/