около 20.7(1.8).1822, Москва, - 25.9(7.10).1864, Петербург
Русский литературный критик, переводчик и поэт
Сын чиновника. Окончил юридический факультет Московского университета
(1842). В 40-х гг. увлекался утопическим социализмом и масонством. Стал главой
т. н. молодой редакции "Москвитянина" и его ведущим критиком
(1850-56). Для статей Григорьева 50-х гг. характерна романтическая утопия,
мечта о патриархальном народе, свободном, талантливом (черты такого идеала
Григорьев видел в русском купечестве).
Свою эстетику Григорьев создавал под влиянием философов-идеалистов Ф.
Шеллинга и Т. Карлейля. Основной пафос "органической критики"
Григорьева - защита в искусстве "мысли сердечной", синтеза мысли и
души художника, интуитивности и целостности познания жизни.
Главное внимание Григорьев уделял национальным и нравственным проблемам
современного искусства, но, в отличие от революционных демократов, отказывался
от политических выводов и интересовался не столько объективной сущностью
характеров персонажей, сколько отношением автора к героям, отражением в них
"натуры" автора.
В 40-х гг. Григорьев восхищался творчеством Н. В. Гоголя; в "Москвитянине"
он защищал "патриархальные" пьесы А. Н. Островского; после 1855
признал в русском национальном характере не только "смирение", но и
бунтарство; начал положительно отзываться о творчестве М. Ю. Лермонтова, А. И.
Герцена, И. С. Тургенева, а идеалом для него стал А. С. Пушкин.
В 1861 вместе с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым Г. выступил как
пропагандист идей почвенничества. Сотрудничал в журнале "Время"
(1861-63). В этот период усиливается историзм критического метода Григорьева,
растет интерес к протесту личности ("О развитии идеи народности в нашей
литературе", 1861-62), однако Григорьев пытается примирить западничество и
славянофильство, соединить передовые идеалы эпохи с христианством.
В стихах Григорьева отразились его колебания: он писал и масонские
"Гимны", и нелегальные революционные стихи. Но главный его герой -
страдающая романтическая личность со "стихийностью" и роковой
таинственностью чувств. В лирический цикл "Борьба" (1857) входят
лучшие стихи Григорьева ("О, говори хоть ты со мной...",
"Цыганская венгерка").
Григорьев переводил Шекспира, Байрона, Гейне, Беранже. Перевел такие
пьесы, как "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец",
"Ромео и Джульетта".
Его поэзия оказала влияние на А. А. Блока.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/