Александра Николаевича Островского по праву считают
певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые
известные из которых – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и
другие.
«Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое
решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и
безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в
пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл
пьес автора о «темном царстве».
Воображение писателя переносит нас в небольшой
купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны
далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так
и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами,
погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в
окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени
горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на
завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не
интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете
делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей,
далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан
пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами,
воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она
поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются
предводителями «тёмного царства».
В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как
и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям
«Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне
осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе.
Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается
беспрекословного подчинения домочадцев.
Под стать ей Дикой, самая большая радость для которого
надругаться над человеком, унизить его. Брань для него ещё и способ самозащиты,
когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.
Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом
видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Это «закон времени,
закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя,
что есть сила выше их, которую они одолеть не могут», тем не менее, они
пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.
Например, Варвара - дочь Марфы Кабановой. Главное её
правило: «делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было». Она умна,
хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась
к «тёмному царству», выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать
делает её очень похожей на свою мать.
В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша.
Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян
считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его
и не боюсь, а пущай же он меня боится…», - говорит Кудряш.
В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное
царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд
ли удастся.
Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон
– муж Катерины - безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и
потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого
человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника
Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, «на
безлюдье». По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он
променял любовь на бабушкино наследство.
Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной
своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. «Обманывать-то я не умею;
скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре. Постепенно жизнь в доме
свекрови становится для неё невыносимой. Выход из этого тупика она видит в
своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это «тихое болото», ведь были и
сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим
желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются
на толстую стену непонимания и невежества.
Таким образом, мы видим, что все жители Калинова
принадлежат к «темному царству», которое устанавливает здесь свои правила и
порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто
не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.ostrovskiy.org.ru/