Федор Николаевич Глинка принадлежит к старшему поколению
поэтов-декабристов. Завершив обучение в 1-м кадетском корпусе, он принимал
участие в войнах с Наполеоном, сражался под Аустерлицем, участвовал в
Бородинской битве 1812 года, в заграничных походах русской армии; окончил войну
в чине полковника и был награжден золотым оружием за храбрость. Глинка боролся
за освобождение родины и как воин, и как поэт.
Им были написаны "Военная песнь", "Солдатская
песнь", "Песнь сторожевого воина пред Бородинскою битвою", стихи
о партизанах Давыдове, Сеславине, Фигнере. Впитавшие в себя традиции
солдатского фольклора, эти безыскусные, искренне-взволнованные произведения
сложились в своеобразную поэтическую летопись героической эпохи русской
истории. Они воспевают решимость погибнуть, но не склонить голову перед
захватчиком и тираном. В известном смысле эти стихи стали источником позднейшей
гражданской лирики Глинки - участника тайных обществ, поэта-декабриста. В том
же ряду стоят и "Письма русского офицера", благодаря которым Глинка
стал знаменитым писателем.
Истинные сыны отечества, отстоявшие его свободу в грозные годы войн с
Наполеоном, не могли равнодушно относиться к крепостной неволе, ужасам
аракчеевских порядков в армии, подавлению всякой свободной мысли. В 1816 году
Глинка вступил в одну из первых декабристских организаций - "Союз
спасения", программа которого предусматривала введение конституционной
монархии и уничтожение крепостного права мирным путем, исключающим
насильственное свержение правящей династии. Чувства, которыми был охвачен в те
годы поэт, выразились в его "Опытах двух трагических явлений" и
"Отрывках из Фарсалии". При этом свободолюбивый пафос нередко
перекрывал умеренную программу. Так, истинное намерение одного из этих
стихотворений было недвусмысленно раскрыто самим автором: "Один из верных
сынов покоренного тираном отечества увещевал сограждан своих в тиши ночи к
поднятию оружия против насильственной власти".
Глинка был одним из вождей "Союза благоденствия". Вольное
общество любителей российской словесности, которое он возглавлял с 1819 по 1825
год, стало под его руководством важнейшим центром декабристской литературы.
Когда в 1820 году Пушкин был выслан из Петербурга, одним из первых, кто выразил
солидарность с опальным поэтом, был Глинка. Произведения, созданные им в первой
половине 1820-х годов, были объединены в сборнике "Опыты священной
поэзии" (1826). Многие из них строились на аллегории, их подлинный смысл
выражался иносказательно. Излюбленным жанром Глинки был, пользуясь пушкинским
выражением, "элегический псалом" - стихотворение, в котором
библейские образы и темы переосмысливались и насыщались революционным
содержанием, призывали к божьему суду над земными властителями. В декабристском
ключе трактует Глинка тему поэта-избранника, призванного нести людям священные
идеалы вольнолюбия и гражданственности.
После восстания на Сенатской площади Глинка был арестован и посажен в Петропавловскую
крепость, а позднее выслан в Петрозаводск под надзор полиции. Здесь он создает
одно из самых значительных своих произведений - поэму "Карелия",
высоко оцененную Пушкиным. Необычайной популярностью пользовалось у
современников стихотворение "Песнь узника". Она распространялась в списках,
печаталась в заграничных изданиях. Успех объяснялся не только поэтическим
мастерством Глинки, естественностью и верностью найденного им тона, но и тем,
что чувства, которые изливал герой песни, напоминали о судьбе томившихся в
неволе декабристов. С раздумьями о недавних исторических потрясениях связан у
Глинки и образ челна, попавшего в бурю, гибели пловцов и др.
С годами Глинка все реже выступал в печати, его творчество
ограничивалось дружескими посланиями и религиозно-нравственными монологами. Но
есть среди них и вещи, достойные нашей памяти и внимания. Так, стихотворение
"Москва" было задумано как манифест славянофильства. Однако,
независимо от субъективных устремлений автора, в нем так непосредственно и ярко
проявился патриотизм поэта, его гордость древней русской столицей, что
"Москва" заслуженно причисляется к самым высоким творческим
достижениям Глинки.
Когда в 1856 году оставшиеся в живых декабристы получили возможность
вернуться из ссылки, Глинка отозвался на это событие "Стихами о бывшем Семеновском
полку", в которых прозвучали верность былым идеалам и гордость своим
декабристским прошлым.
Глинка умер в 1880 году глубоким стариком. С благоговением хоронила
Россия человека, жизнь которого была неразрывно связана с двумя важнейшими
событиями XIX столетия - победой над Наполеоном и первым революционным
выступлением против царизма.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://russia.rin.ru/