Главные особенности художественно-философского мира Есенина
Главные особенности художественно-философского мира Есенина
Главные
особенности художественно-философского мира Есенина
На небесном
синем блюде
Желтых туч
медовый дым.
Грезит ночь.
Уснули люди,
Только я тоской
томим.
С. Есенин
Произведения
Сергея Александровича Есенина — это его правдивый поэтический дневник, в
котором автор предельно честен перед собой и своими читателями. На страницах
этого дневника не сухие факты и биография художника, а его сомнения, переживания,
ошибки и преодоление невзгод, целый художественно-философский мир поэта.
Вначале — безмятежная жизнь глубинки, полная гармония с окружающей природой и
восхищение ее красотой и бесконечностью.
Тихо струится
река серебристая
В царстве
вечернем зеленой весны.
Солнце садится
за горы лесистые,
Рог золотой
выплывает луны.
Запад
подернулся лентою розовой,
Пахарь вернулся
в избушку с полей,
И за дорогою, в
чаще березовой
Песню любви
затянул соловей.
Но уже в ранние
стихи поэта закрадывается боль, печаль и тревога за рядом живущих
соотечественников — их заботы, труд, радости становятся темой его поэзии.
Понакаркали
черные вороны:
Грозным бедам
широкий простор.
Крутит вихорь
леса во все стороны,
Машет саваном
пена с озер.
Повестили под
окнами сотские
Ополченцам идти
на войну,
Загыгыкали бабы
слободские,
Плач прорезал
кругом тишину.
Огромный и
таинственный мир манит поэта, заставляет его покинуть родные места, искать
судьбу в городе. Но вольнолюбивой душе поэта чужд этот мир с его спланированной
застройкой, суетой окружающей жизни. Есенин томится в этих «каменных колодцах».
В моей душе так
было гулко
В пеленках
камня и кремней.
На каждой ленте
переулка
Стонал коровий
рев теней.
Визжали дроги,
словно стекла,
В лицо кнутом
грозила даль,
А небо хмурилось
и блекло,
Как бабья
сношенная шаль.
Поэт видит
спасение в возвращении домой, только на природе, в необъятных родных полях
может обрести он душевное равновесие, успокоенность. Но и деревня теперь
всколыхнулась, пришли кардинальные перемены, и Есенин пытливо всматривается в
лица земляков, вслушивается в их немудреные речи.
Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как
в церковь, собрались.
Корявыми,
немытыми речами
Они свою
обсуживают «жисъ».
Хромой
красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях
морщиня лоб,
Рассказывает
важно о Буденном,
О том, как
красные отбили Перекоп.
До боли
знакомые места, но и они меняются, пусть не так быстро, как бы хотелось, но
поступь времени не остановить. Поэт пугается и одновременно приветствует
грядущие перемены. Эта действительность становится основной чертой зрелой
поэзии Есенина.
Довольно гнить
и ноять,
И славить
взлетом гнусь,—
Уж смыла,
стерла деготь
Воспрянувшая
Русь.
Уж повела
крылами
Ее немая крепь!
С иными именами
Встает иная
степь.
Жизнь продолжается,
несмотря на все потери, кровь и несчастья. Временами поэт ужасается той дани,
которую приходится платить народу, но ничто не появляется само. Любой прогресс
имеет цену крови. Очень поэтично и образно говорит о себе и своем состоянии
поэт в стихотворении «Русь уходящая»: Я человек не новый! Что скрывать? j
Остался в прошлом я одной ногою, Стремясъ догнать стальную рать, Скольжу и
падаю другою. Я слушаю. Я в памяти смотрю, О чем крестьянская судачит оголь:
«С советской властью жить нам по нутрю... Теперь бы ситцу... Да гвоздей
немного...»
Заслуга Есенина
в том, что он пытается понять окружающие перемены, примириться с новой
действительностью. Если эта «жись» устраивает народ, то поэт постарается понять
и принять новую данность. Он счастлив, что
...Избежал
паденья с кручи.
Теперь в
Советской стороне
Я самый
яростный попутчик.
Он поет о
России, о любви, прошли сомнения и тягостные раздумья. Поэт в гуще событий и
полон творческих планов. Отправившись на Кавказ, Есенин попал в необыкновенный
поэтический мир. Все здесь мило сердцу. Очень легко работается, хочется
осуществить многое.
Любовь моя!
прости, прости.
Ничто не обошел
я мимо.
Но мне милее на
пути.
Что для меня
неповторимо.
Неповторимы ты
и я.
Помрем — за нас
придут другие.
Но это все же
не такие —
Уж я не твой,
ты не моя.
Поэт мечтает
объять весь мир, а сам понимает, что жизнь его бренна, как-то по-особенному
чувствует приближение то ли зрелости, то ли конца. Свое чувство у Есенина к
осени — в ней еще яркость красок, буйство цвета, и «половодье чувств», но Уже
близок конец — неотвратима зима.
Не жаль мне
лет, растраченных напрасно,
Не жаль души
сиреневую цветь.
В саду горит
костер рябины красной.
Но никого не
может он согреть.
Не обгорят
рябиновые кисти,
От желтизны не
пропадет трава,
Как дерево
роняет тихо листья,
Так я роняю
грустные слова.
Поэт ощущает
себя частью мироздания. Благословляет свой приход на землю, но понимает и
закономерность ухода.
Все мы, все мы
в этом мире тленны.
Тихо льется с
кленов листьев медь...
Будь же ты
вовек благословенно,
Что пришлось
процвестъ и умереть.
В классической
русской литературе поэзия Есенина не затерялась, а обрела свой голос и
подобающее ей место.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/