Два емких художественных символа
скрепляют смысл "Грозы". Первый - заглавный, мощный катаклизм,
пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший
изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй -
великая река, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила.
Общее значение этих образов-символов - свобода. Свобода и любовь - вот главное,
что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, не из-под палки, и
власти старших покорялась так же, потому что слабо признавала авторитет. По
собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама
себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека- грех еще более
страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле оказался у нее
сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на
милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Катерина - истинно трагическая
героиня. Герой трагедии всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он
субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается
нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто
выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и мысли не имела
протестовать против мира и порядков, в которых она жила (и что безосновательно
прписал ей Добролюбов). Но свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному
чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с миром,
с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт ее
сердца. Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное
выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине
сам взорвался изнутри, потому что из него стала уходить свобода, т.е. сама
жизнь.
В сорока оригинальных пьесах
Островского из современной ему жизни практически нет героев-мужчин. Героев в
смысле положительных персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо
них у Островского героини - любящие, страдающие души. Катерина Кабанова
- лишь одна из их множества. Ее
характер часто сравнивают с характером Ларисы Огудаловой из
"Бесприданницы". Основанием для сравнения являются любовные
страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и
только. По сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет
главного, что есть у Катерины, - цельности характера, способности на
решительный, энергический, как говорил Добролюбов,поступок. В этом смысле
Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир
"Бесприданницы" иной, нежели в "Грозе": в 1878 году, когда
написана пьеса, в России утвердился капитализм. В "Грозе" лишь начало
его. Купцы "Грозы" только становятся буржуазией, это проявляется в
том, что традиционные для них патриархальные отношения отживают, мертвеют,
возможности для личности, подобной Катерине, проявить свои устремления к
свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие
(Кабаниха, Варвара), которые так противны Катерине. Лариса - тоже жертва обмана
и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.
Прежде всего, Лариса получила
европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-красивой любви,
изящно-красивой жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство.
Конечно, Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее
идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже. Неопытность молодости и
приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, как бабочку
пламя свечи. А силы характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная
и культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в отличие от
Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях натура. Слабая не только для
того, чтобы убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но даже для
того, чтобы хоть как-то противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни, которая
кипит вокруг нее. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как
сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2
акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом Лариса
сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного
холодка, скрывающегося за эффектным внешним блеском.