«Его
стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль», - так сказал о
Жуковском А.С. Пушкин, который, считая себя его учеником, высоко ценил мастерство
поэта и любил его как человека. Творчество Жуковского отличается особым
вниманием к человеку, к его душевным переживаниям, признанием его высоких
чувств. Неоспоримым достоинством поэзии Жуковского является умение в чудесных,
пленительных стихах воспеть красоту человека, его неразрывную связь с природой.
Большую
известность принесли поэту его баллады, в которых звучат мотивы «тайны» и
«вечности».
«Светлана»
- одна из лучших баллад Жуковского. Основа сюжета данного произведения –
гадание девушек:
Раз
в крещенский вечерок
Девушки
гадали…
Удивительно
точно, реалистично поэт описал святочные гадания, новогодние обряды, когда
молодежь хотела узнать о женитьбе или замужестве:
За
ворота башмачок,
Сняв
с ноги бросали;
Снег
пололи; под окном
Слушали;
кормили
Снежным
курицу зерном;
Ярый
воск топили;
В
чашу с чистою водой
Клали
перстень золотой,
Серьги
изумрудны;
Расстилали
белый плат
И
над чашей пели в лад
Песенки
подблюдны.
Как
видим, в балладе отразились народные предания, обычаи, здесь нашли свое
отражение и обрядовая песня: гадания, приметы, подблюдные и свадебные песни; и
народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.
Фантастические
события, происходящие в поэме, - явление мертвого жениха, путь в его «обитель»,
оживление мертвеца – отражают борьбу добра и зла. Доброе начало в балладах
Жуковского - это высшие силы. В «Светлане» они персонифицированы в образе
голубка:
Белоснежный
голубок
С
светлыми глазами,
Тихо
вея, прилетел,
К
ней на перси тихо сел,
Обнял
их крылами.
«Поэзия
ужасного», характерная для многих баллад, связана со злым началом: наводящие
ужас пришельцы с того света, мертвецы.
Действие
в произведении разворачивается в полночь. Нагнетанию ужаса способствуют
традиционные балладные образы: луна, черный ворон, черный гроб, саван.
Любовь
в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с
темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и
ужас. Но Светлана демонстрирует неизменность веры:
Утоли
печаль мою,
Ангел-утешитель!
И
вмешательство добрых сил представляется наградой за верность творцу:
Глядь,
Светлана,… О, творец!
Милый
друг ее – мертвец!
Ах!
… и пробудилась.
Дума,
на которую наводит нас баллада – проповедь фатализма:
Лучший
друг наш в жизни сей –
Вера
в провиденье.
Однако
мажорный лад, несвойственный обычно балладе и делающий «Светлану» исключением
из правил, утверждает возможность радости и счастья:
Здесь
несчастье – лживый сон,
Счастье
– пробужденье.
Итак,
основой сюжета является мистический сон главной героини - Светланы. И именно в
этом заключена особенность композиции баллады. В произведении нам представлена
антитеза – противопоставление добрых сил злым, сна – действительности. Причем
грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о
том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые
просят Светлану загадать «в чистом зеркала стекле». Дале мы видим следующую
картину:
Кто-то
стукнул, слышит:
Робко
в зеркало глядит:
За
ее плечами
Кто-то,
чудилось, блестит
Яркими
глазами…
Грань
между явью и сном стерта. И этот факт усиливает таинственное, мистическое
восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только
героиню.
Однако
это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве
Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; ее фантастика
снимается тем, что вмешательство потусторонних сил – явление мертвого жениха –
оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не
только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья:
О!
не знай сих страшных снов
Ты,
моя Светлана…
…
Будь
вся жизнь ее светла,
Будь
веселость, как была,
Дней
ее подруга.
Как
уже говорилось выше, в балладе «Светлана» отразились народные предания. Поэтому
кольцевая рифма произведения, его ритм, легкий и энергичный размер – хорей,
музыкальность стиха – все это напоминает песенные мотивы. Еще надо добавить,
что баллада «Светлана» появилась во время Отечественной войны 1812 года, и
воспринималась она как подлинно народное, русское произведение. Оно вызвало
огромный восторг читателей, искавших в поэзии изображение русской национальной
жизни.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru