Футуристы вышли на
литературную арену несколько раньше акмеистов. Они объявили классику и всю
старую литературу как нечто мертвое. «Только мы - лицо нашего времени», -
утверждали они. Русские футуристы - явление самобытное, как смутное
предчувствие великих потрясений и ожидание грандиозных перемен в обществе. Это
надо отразить в новых формах. «Нельзя, - утверждали они, - ритмы современного
города передать онегинской строфой».
Футуристы вообще отрицали прежний мир во имя создания будущего; к этому
течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Гуро, Каменский.
В декабре 1912 г. в
сборнике "Пощёчина общественному вкусу" вышла первая декларация
футуристов, эпатировавшая читателя. Они хотели "Сбросить с парохода
современности" классиков литературы, выражали "непреодолимую
ненависть к существовавшему языку", называли себя "лицом
времени", создателями нового "самоценного (самовитого) Слова".
В 1913 г. была
конкретизирована эта скандальная программа: отрицание грамматики, синтаксиса,
правописания родного языка, воспевание "тайны властной ничтожности".
Подлинные же
стремления футуристов, т.е. "будетлян", раскрыл В.Маяковский:
"стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других".
Искусству слова была сообщена роль преобразователя сущего. В определённой сфере
- "большого города" - приближался "день рождения нового
человека". Для чего и предлагалось соответственно "нервной"
городской обстановке увеличить "словарь новыми словами", передать
темп уличного движения "растрёпанным синтаксисом".
Футуристическое
движение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 г. возникла группа
эгофутуристов: И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др. С конца 1912 г.
сложилось обьединение "Гилея"(кубофутуристы): В.Маяковский и
Н.Бурлюки, В.Хлебников, В.Каменский. В 1913 г.- "Центрифуга":
Б.Пастернак, Н.Асеев, И.Аксенов.
Всем им свойственно
притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству. Тем не
менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям
отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской
литературы. Каменский - на достижения Некрасова и Кольцова. И.Северянин высоко
чтил А.К.Толстого, А.М.Жемчужникова и К.Фофанова, Мирру Лохвицкую. Стихи
Маяковского, Хлебникова были буквально "прошиты" историко-культурными
реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал Чехова-урбаниста.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru