28 октября 1885 года в селе Малые Дербеты Астраханской губернии
родился Виктор Владимирович Хлебников. Отец поэта-Владимир Алексеевич
-ученый- естественник. Мать- Екатерина Николаевна- историк по образованию.
Семья Хлебниковых переезжала с места на место. В 1903г. поступил на
математическое отделение физико-математического факультета Казанского
университета. Увлекается математикой, орнитологией, историей и
художественной литературой. Начинает писать стихи. В 1908г. переезжает в
Петербург. Переходит на восточный факультет, а затем на славяно-русский
отдел историко-филологического факультета. В 1911г. исключен за неуплату.
Первая публикация Хлебникова в столице в газете “Вечер”, в связи с
аннексией Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины (осень 1908). В 1908г.
журнале “Весна” напечатано стихотворение в прозе “Искушение грешника”.1910-
участник первых футуристических сборников. В 1912г. в Херсоне издана первая
брошюра Хлебникова с математико-лингвистическими опытами “Учитель и
ученик”. В первые дни Октябрьской революции Хлебников в Петрограде.
Революцию встретил с энтузиазмом. Гордился, что в своих числовых
“пророчествах” предсказал год её свершения. В 1922 учащаются приступы
малярии. Летом едет в Астрахань на лечение.28 июня 1922г. умер в Волдайской
деревушке Санталово, в священных местах срединной России.В1960г. его прах
был перевезен в Москву и захоронен на Новодевичьем кладбище.
Модернисты разных оттенков особенно поднимали на щит формально-
экспериментаторские вещи Хлебникова — «словотворчество», «заумь»..: Вот
одно из программных для раннего Хлебникова стихотворений:
При жизни Хлебников был известен очень узкому кругу. После смерти
поэта круг этот несколько расширился. Тогда же началась канонизация
Хлебникова как художника и мыслителя для избранных. В его стихах легкий
отблеск смысла присутствует в звуках человеческой речи, звук в определенной
степени “содержателен”. Соответствия “зрительного” и “звукового” Хлебников
уловил. Он был большим мастером стихов-“перевёртышей”, которые читаются
слева направо и справа налево:
Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Эти и подобные им вещи превозносились близким окружением поэта как
откровения искусства будущего. Но был и другой Хлебников- поэт жесткого и
мудрого зрения, благородной естественности, наивная и высокая душа.
Мне много ль надо? Коврига хлеба
И капля молока,
Да это небо,
Да эти облака!
(“Каменная баба”)
В одной строчке Хлебников способен явить огромный истори-чески-
социальный смысл, явить его резко, без морализаций и повествовательных
подробностей, жестоко и жестко, раняще сердце и воображение: «Вот Лена с
глазами расстрела» (здесь и сами зловещие события расстрела рабочих на
Ленских золотых приисках в 1912 году, потрясшие Россию; и образ беды,
кошмара, муки — «глаза расстрела» ).
Жизненную миссию Хлебников осознал рано и отчетливо- “Стать звонким
вестником добра”. Свободно передвигаясь в “правременах”, он остро
чувствовал и время, а котором жил, “потоп торга и рынка”, ужас войн,
неправедность социального устроения, величие революции.
Удивительные крайности умещались в Хлебникове.С годами заметно побеждало в
нем все же веление доискаться до правды,а не до “праязыка”.
Когда в сентябре 1908г. Хлебников, вчерашний студент Казанского
университета, увлекавшийся математикой и естественными науками, но уже
немного писавший стихи и прозу, приехал в Петербург. Он приехал с благой
целью и решимостью завершить высшее образование в центре научной и
культурной жизни тогдашней России и быть ближе к источникам нового
искусства и духовности,— он оказался в среде и атмосфере плодотворной и
губительной одновременно. Университет он почти не посещал, хотя несколько
раз переводился на разные отделения. Но судьба определилась — литература и
философско-математические изыскания. Кстати, сам Хлебников всю жизнь считал
свои занятия по исчислению «законов времени» главным делом, а поэзию и
прозу — способом живого изложения их. Нелюдимый и странный в столичной
среде провинциал, Хлебников своей подлинностью, оригинальным складом
личности привлекал к себе внимание и вызывал интерес, но больше —
любопытство. Он поражал мировоззрением, рожденным не столько книжными
штудиями, сколько экзотическими для людей городской культуры «сцеплениями»
с миром природы и редкой для его возраста самостоятельностью взглядов. Он
хорошо знал современную литературу и изобразительное искусство (Хлебников
сам был даровитым художником). Ценил символистов, особенно Федора Сологуба
и Вячеслава Иванова. С последним он был уже знаком и переписывался.
Литературный дебют Хлебникова отмечен 1908 годом — рассказ «Искушение
грешника». Он познакомился со многими виднейшими символистами и близкими им
литераторами. Алексей Ремизов и Михаил Кузмин благосклонно отнеслись к
словесным опытам Хлебникова. Поначалу как свой он был принят и среди
литературно-художественной молодежи, объединившейся вокруг редакции журнала
«Аполлон». То были будущие акмеисты — Н. Гумилев, А. Ахматова, О.
Мандельштам и другие. Чуть позднее произошли встречи, жизненно важные для
Хлебникова: братья Д. и Н. Бурлюки, Е. Гуро, В. Маяковский, В.
Каменский,.К. Малевич, П. Филонов, М. Ларионов, А. Крученых... Уже
перечисление этих имен, при всей не равноценности судеб и талантов, говорит
об одном — Хлебников в гуще русского «левого искусства», кубофутуризма в
поэзии, кубизма и близких ему. Приход Хлебникова в русскую литературу был
связан с футуризмом. По сравнению с соперниками- символистами и акмеистами,
которые мыслили свое дело в пределах культуры, - футуризм осознает себя как
антикультура и на этих основаниях пытается построить здание “искусства
будущего”. Футуризм осознавал себя искусством урбанистическим и современным
— поэтизирование внешних примет машинной цивилизации и большого буржуазного
города. Явная и прельстительная для многих антибуржуазность футуризма была
революционной лишь в анархистском понимании этого слова. Потому творчество
футуристов было прежде всего «творчеством разрушения» (заумь Крученых,
беспредметное искусство в живописи). Возможно, было в футуризме и кое-что
здравое — требование демократи-зации искусства, известное расширение
изобразительных средств, ориентация на современность,— но сам пафос его был
губителен и мертвящ. В этическом смысле футуризм оказался крайним
проявлением нигилизма. Изгнав сердце и душу из своего творчества, футуристы
мало чего добились. Достижения талантливых и честных людей (Маяковский,
Хлебников, некоторые художники) произрастали там, где кончался футуризм и
начиналось подлинное искусство. Хлебникова это касается прежде всего.)
Миросозерцание и художественные принципы Хлебникова сложились в
основных чертах к началу десятых годов и при неизбежной изменчивости были
на протяжении жизни довольно устойчивы. Детские годы поэта прошли в краях
«первобытных». Природа и ее голоса были для Хлебникова «своими».
Природоведческие интересы его лишены дилетантства. С помощью отца — ученого-
естественника и одного из основателей Астраханского заповедника — будущий
..поэт с профес-сиональной дотошностью изучал окружающий его растительный и
животный мир, особенно царство пернатых. Мотивы языческой идиллии, столь
отчетливые и красочные в его творчестве, были не надуманной мечтой о
«земном рае», а свежей и цепкой, даруемой детством, памятью чувств. Анна
Ахматова как-то заметила о стихах Хлебникова: «Это все увидено как бы в
первый раз». И вот тому доказательство:
В сосне рокочет бойко
С пером небесным сойка.
И страстью нежною глубок
Летит проворный голубок.
В холодном озере в тени
Бродили сонные лини.
Из глубины зеркальных окон
Сверкает полосатый окунь.
А сине-черный скворушка
На солнце чистит перышко.
С глухого муравейника
Взлетит, стуча крылом, глухарка,
И перья рдяного репейника
Осветит солнце жарко.
Взовьется птица. Сядет около.
Чу, слышен ровный свист дрозда.
Вот умная головка сокола
Глядит с глубокого гнезда.
(«В лесу, где лебедь с песней стонет...»)
В детских впечатлениях также исток хлебниковского «евразийства»,
глубокого и здравого внимания к «азиатско-восточному»: истории, природным
условиям, верованиям, языкам, нравам. Позднее, уже в пореволюционные годы,
мечта Хлебникова о вселенском братстве народов сопряжена с Азией как
прообразом полуденной гармонии, а Октябрь- начало пути к ней:
Так смуглые войны горных кочевий
По-братски несутся, держась за нагайкой,
Под низкими сводами темных деревьях,
Под рокот ружейный и гром балалайки.
(“Навруз труда”)
Поэзия Хлебникова держится не на переживании “чего-то” или на
размышлениях о “чем-то”. Поэт писал, скажем, само лесное утро, а не об
утре, сам вечер в горах, а не о вечере. Каждый образ оказывается точным,
созданным вновь. Эпичность Хлебникова интимна, миф его- домашний,
добродушный, сказочно-яркий:
Зеленый плеск и переплеск
И в синий блеск весь мир исчез
(“Синие оковы”)
Изначальные мировоззренческие установки, жизненный опыт (Хлебников
жил, после приезда из Казани в Петербург, всегда трудно, бездомно, голодно,
в непредсказуемых скитаниях), социальные условия тогдашней России, мировая
война предопределили отношение поэта к Октябрьской революции. Конечно же,
революцию Хлебников мыслил в присущем ему духе, как «союз Разина и
Лобачевского», бунтарское возмездие и космическое переустройство вселенной
на путях слияния науки, труда и чистого духа, с помощью усвоенных людьми
«законов времени» и «звездного» языка.
В послереволюционные годы Хлебников- художник неизмеримо вырастает. В
декабре 1921 года он писал:«Я чувствую гробовую доску над своим прошлым.
Стих свой кажется чужим». Его поэзия «обмирщается», делается проще, яснее,
глубже. Он создает многочисленные произведения о событиях революции,
гражданской войны в России, Иране. Напряженно думает и пишет о будущем.
Стихотворения и поэмы Хлебникова становятся более непосредственными по тону
и манере, образы жизненно и эмоционально более убедительными, морально-
идейная позиция выявляется открыто и с максималистской неукоснительностью.
Интонационный стих свободно вмещает разноголосицу эпохи. Появляются вещи
сюжетно-фабульные, с чертами повествовательного психологизма. Хлебников
приходит к страстной стихотворной публицистике. В 1921 году в Пятигорске
поэт создает несколько стихотворений о голоде, который тогда смертоносно
бушевал в Поволжье и унес миллионы жизней («Голод», «Трубите, кричите,
несите!»).
Этическая глухота и претенциозная развязность почти всей футуристической
поэзии и модернистского искусства задели своим механическим крылом
прирожденную, тонкую подлинность Хлебникова, что-то в ней исказили,
смешали, спутали, сбили с толка и лада. Слово дано поэту — для правды, для
«испытанья сердец», как считал Блок. Таким оно было даровано и Хлебникову.
Отступничества и соблазны свободного артистизма могли помешать и помешали
поэту, но слово сильнее — оно «вначале было»,— и оно победило.
Однажды Хлебников написал: «Родина сильнее смерти». И он — русский поэт
Велимир Хлебников — с родиной.
Список использованной литературы:
Велимир Хлебников “Избранное”(М,1988)