Речь имеет коммуникативную природу и тем самым обращена к кому-либо.
В зависимости от формы обмена информацией речь делится на устную.
В зависимости от количества участников общения – на монолог и диалог.
В основе и письменной и устной видов речи лежит литературный язык.
Необходимо отметить, что для каждой ситуации общения в той или иной
социальной сфере деятельности существуют правила речевого поведения,
речевые нормы, выделяются функциональные стили речи, для каждого из которых
характерен свой подбор языковых средств. Наиболее устоявшаяся включает в
себя пять функциональных стилей:
1. Научный стиль
2. Газетно– публицистический стиль
3. Официально- деловой стиль
4. Разговорно-обиходный стиль
5. Художественный
Каждый из стилей отдает предпочтение устной или письменной форме,
диалогической или монологической речи.
Научный стиль речи.
Основными чертами научного стиля и в письменной и в устной форме
являются:
. Точность
. Абстрактность
. Логичность
. Объективность изложения
Для научного стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, в т.ч. и международной.
Особенность лексики состоит в том, что многозначные слова употребляются не во всех значениях, а только в одном. Это сближает ее с лексикой официально-делового стиля. Объем текста в научном стиле увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов. Отсутствует разговорная лексика. Оценки присутствуют, имеют рациональный, а не эмоциональный характер. Также используются в синтаксисе сложные союзные предложения, осложненные простые предложения. Тексты содержат различные формулы, таблицы и графики.
Сферой общественной деятельности в которой функционирует научный стиль является наука.
Итак, разберем этот стиль на примере. Анализирует глава из учебника
«Экономика без тайн» И.Липсиц. В этой главе, озаглавленной «Это сладкое слово – бюджет», в продолжении темы учебника об основах рыночной экономики автор раскрывает содержание некоторых понятий современной экономической теории.
Он раскрывает причинно-следственные связи между явлениями, выявляет закономерности.
Текст главы объективно изложен и отличается логической последовательностью. Начинается с объяснения того, что является основой
«государственного бюджета», как проходит его исполнение, кто занимается этим («финансисты»), как они разрешают ситуации в случае превышения
«расходов» над «доходами» - «дефицит бюджета».
Автор последовательно раскрывает способы решения проблем «дефицита бюджета» - это и «сокращение бюджетных расходов» путем , например,:
. «урезания социальных программ»
. «выпуска необеспеченных денег» и т.п.
В тексте приводятся определения рассматриваемых понятий. Они подчеркнуты с двух сторон и выделены темным шрифтом, например:
«Дефицит государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда……»
Специальные научные термины, упомянутые выше и поставленные сною в кавычки,
тоже в тексте выделяются шрифтом.
В этой главе приводятся цифровые данные по структуре доходов и
расходов бюджета. В содержание учебника включены и графики , и таблицы с
цифрами.
В тексте встречаются многозначные слова, которые здесь имеют строго
одно значение, например «финансовые операции» ( Мы знаем, что это слово
многозначно, т.к. это и «военная операция» и «хирургическая операция»).
В тексте можно встретить абстрактные понятия, например, «авторитет
государственных ценных бумаг».
Многие слова, научные термины, повторяются многократно, увеличивая
тем самым объем текста, например: «государство» , «ценные бумаги»,
«доходность», «долг», «деньги», «займы», «кредиты» и т.п.
Здесь также активно используются простые предложения, осложненные:
. вводными словами : «по сути дела», «действительно», «конечно», «как правило»
. причастными и деепричастными оборотами: «познакомившись с перечнем статей государственных расходов»…
Все это помогает понять подлинную сущность явлений, выявить научные
закономерности. Научные тексты требуют неоднократного прочтения.
Это учебное пособие рассчитано на учащихся 9-11 классов, училищ и
техникумов, поэтому автор максимально доходчиво попытался объяснить суть
сложных экономических законов. Это ему удалось.
Газетно-публицистический стиль речи.
Основной чертой газетно-публицистического стиля является
взаимодействие двух тенденций:
. тенденции к экспрессивности (обусловлена функцией убеждения, эмоционального воздействия на читателя, слушателя);
. тенденции к стандарту (обусловлена информационно-содержательной функцией, причем информация должна быть известна в кратчайшие сроки огромному количеству людей – это отличает газетно-публицистический стиль от других)
Эмоциональное воздействие усиливается благодаря выражению отношения автора
к сообщаемой информации, корректируемое мнением определенной социальной
группы людей, к которой принадлежит автор.
Учитывая вышесказанное, проанализируем Е.Арсюхина «Крендель
преткновения» («Российская газета» №95 2003г.)
Здесь сразу обращает внимание на себя экспрессия заголовка. Известен
фразеологизм «камень преткновения» ( то есть то, что никак не решается,
вокруг чего много споров и каждый «спотыкается» об этот «камень»). Автор,
перефразировав его, привлекает внимание к тематике статьи. А подзаголовок с
элементами разговорной речи, близкими к жаргону «пекари хотят делать
деньги» не оставляет сомнения в выводе , сделанным автором – «хлеб будет
дорожать».
В статье мы встречаем переплетение слов и словосочетаний,
свойственных научному стилю («резонанс», «трейдеры», «рентабельность»,
«себестоимость» , «интервенция»), и характерных для разговорной речи
(«делать деньги», им есть куда ужиматься», «снижать цены на булки»).
В языке статьи встречаются характерные для газетно- публицистического
стиля стандартные выражения – клише («корень зла», «интересы двух сторон»,
«героические усилия» и т.д.) которые с другой стороны безусловно облегчают
коммуникацию.
В тексте автор употребляет очень выразительное образное сравнение,
приведенное экспертом по зерну из института аграрного маркетинга Ю.
Огневым: «…зерно было дешевле пыли грузовиков…», тем самым увеличивая силу
воздействия на читателя.
Рассуждая о том, как правительство боролось с дешевизной зерна и
добилось в конце концов его подорожания, но тем самым спровоцировало
повышение цен на хлеб, не учитывая политического характера этого повышения
цен и даже стратегического, корреспондент публицистически заостряя свою
мысль ставит вопрос: «Получается, за что боролись?…», подразумевая «на то и
напоролись!». Этим вопросом и подразумевающимся ответом подчеркивает свою
авторскую позицию.
Делаем вывод, что многие признаки газетно-публицистического стиля
представлены в этой статье.
Официально-деловой стиль речи.
Для официально- деловой речи характерны общие стилевые черты.
. Точность и безличность изложения, не допускающая возможности различий в толковании
. Беспристрастная констатация
. Детальность изложения
. Стереотипность, стандартизованность изложения
. Официальность, строгость мысли
. Объективность и логичность
Жанры делового стиля выполняют информационную, предписывающую,
констатирующую фнукции в разных видах деятельности. Поэтому основной формой
реализации этого стиля является письменная.
Основная сфера действия официально- делового стиля:
. Административно-правовая деятельность
. Оформление деловых отношений между государством и организациями, а также между членами общества в официальной среде.
Данный стиль речи мы разберем на примере «Постановления Правительства
Российской Федерации».
В тексте данного постановления практически два пункта, состоящих из
двух предложений, в которых однотипные словосочетания повторяются несколько
раз и занимают большой объем текста («в области предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также
восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно- коммунального
хозяйства… и т.д.)
Повторность этих словосочетаний ясно показывает нам, что никакие
разночтения и иные толкования текста здесь просто недопустимы.
Второй пункт представляет нам изменения, произошедшие в составе
Правительственной комиссии. Здесь широко представлены глаголы в инфинитиве,
содержащие тему должествования и предписания, характерные для официально-
делового стиля («внести», «включить», «освободить», «исключить»)
Называются фамилии лиц, включенных и исключенных из состава комиссии
с указаниями должностей, что типично для этого стиля речи, причем не дается
никаких характеристик и не приводится никаких оценок этим изменениям
состава комиссии.
Итак, стилевыми особенностями текста постановления является
стандартизованность и детальность изложения, однозначность прочтения
текста.
-----------------------
|Западно-Уральский институт экономики и права |
| |
Функциональные стили речи
Реферат по предмету «Русский язык» студентки I курса гр. ЭМК-2003-14