Фронтовая хроника «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского
Фронтовая хроника «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского
Фронтовая
хроника «Рассказ танкиста» А. Т. Твардовского
Из тысячи лиц
узнал бы я мальчонку...
А. Т.
Твардовский
С первых дней
Великой Отечественной войны Твардовский находился среди бойцов, военным
корреспондентом прошел трудными дорогами с запада на восток и обратно. Об этом
он рассказал в поэме «Василий Теркин». Но есть у поэта и фронтовая лирика —
своеобразный дневник, художественно запечатлевший суровое время и его героев. Стихотворение
«Рассказ танкиста» относится к этому циклу. Прием «рассказ в рассказе» в
литературе не нов. Еще А. С. Пушкин прекрасно использовал его в «Повестях
Белкина». Это помогает приблизить происходящее к читателю, ощутить себя
участником событий.
Очевидец
повествует о случившемся, и мы безоговорочно верим ему. Но этот же прием
позволяет автору сохранить свой стиль и лексику, не «спускаясь» к своему герою,
ибо его «устами» говорит теперь герой. Все это прекрасно и гармонично сплелось
в стихотворении Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста». Читая
стихотворение, невольно вспоминаешь некрасовские бытовые сцены, та же простота
и доходчивость при несомненных художественных достоинствах произведения.
Был трудный
бой.
Все нынче, как
спросонку,
И только не
могу себе простить:
Из тысяч лиц
узнал бы я мальчонку,
А как зовут,
забыл его спросить.
Сразу
«заявлена» ситуация ожесточенного боя, в котором не надо вопросов и биографий —
надо победить коварного и сильного |врага, поэтому все средства хороши, все
потери «оправданны». Без рассуждений принимается помощь ребенка: боец не имеет
возраста. Дети во время войны были порой «опаснее» взрослых.
Шел бой за
улицу.
Огонь врага был
страшен,
Мы продвигались
к площади вперед.
А он гвоздит —
не выглянуть из башен,—
А черт его
поймет, откуда бьет...
И вдруг к
машине подбежал парнишка:
Я знаю, где их
пушка. Я разведал...
..А. дайте я
поеду
На танке с
вами. Прямо приведу.
Небольшое по
объему стихотворение дает полное представление о драматической ситуации, когда
нужно принимать быстрые решения, некогда предаваться сентиментальным
рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление,
осторожничанье было не в чести.
Что ж, бой не
ждет.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим
к месту вчетвером.
Стоит парнишка
— мины, пули свищут,
И только
рубашонка пузырем.
В этих строках
слышится романтика боя, но поэт не приукрашивает действительность, скорее дает
ее в восприятии своего юного героя. Когда же рассказ «возвращается» к танкисту,
он не идеализирует обстановку, а показывает ее со всеми реалиями.
Подъехали. Вот
здесь. И с разворота
Заходим в тыл,
и полный газ даем.
И эту пушку,
заодно с расчетом,
Мы вмяли в
рыхлый, жирный чернозем.
Страшная
картина возмездия. Но это логическое завершение любого посягательства на
свободу отечества, поэтому не воспринимается чем-то ужасным, не подходящим для
литературного описания. Враги получили по заслугам. В следующий раз они не
будут легкомысленно надеяться на скорую победу.
Я вытер пот. Душила
гарь и копоть:
От дома к дому
шел большой пожар.
И, помню, я
сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как
товарищу, пожал...
Что может быть
ценнее на войне, кроме взаимопомощи и взаимовыручки. Удивительно, но в
стихотворении Твардовского вместился целый военный эпизод. Поэтическая форма
позволила автору многое не досказать, что-то оставить за рамками произведения.
Личный опыт читателей позволяет многое понять без слов и комментариев поэта.
Главное же достигну-Т0 — показана яркая картина штурма населенного пункта,
занятого врагом.
В «Рассказе
танкиста» поэт применяет свой излюбленный способ — кольцевую композицию,
подчеркивающую в данном случае трудность военного пути, еще не скорую, хотя и
неминуемую победу. Был трудный бой. Очередной из многих боев, которые предстоит
пройти не только танкисту, но и многим тысячам таких же самоотверженных бойцов,
ковавших победу родины. Он потому и «забыл» спросить имя «мальчонки», что не
мечтает о собственной славе, честно выполняя долг солдата, думает лишь о защите
родины.
Твардовскому
прекрасно удалось передать обстановку и настроение того сурового времени.
Немногословно, но весомо сказать о безвестных героях, раскрыть образ времени,
его суровую романтику и реальную жизнь — главная задача автора. Лирика А. Т.
Твардовского не потеряла своего значения и в наши дни. Она учит нас
патриотизму, честному, а не показному отношению к порученному делу.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/