Формальные грамматические средства бывают двух типов:
парадигматические и синтагматические. Парадигма слова - это совокупность всех грамматических
разновидностей (словоформ) данного слова. Способность слова образовывать
парадигму называется словоизменением. У некоторых слов словоизменение
отсутствует: они всегда выступают в одном и том же виде (например, служебные
слова у, но, лишь). У таких слов нулевая парадигма. Но у большинства слов
русского языка парадигма не нулевая. Так, морфологическая словоизменительная
парадигма слова школа образуется словоформами: школа, школы, школе, школу,
школой, (о) школе; школы, школ, школам, школы, школами, (о) школах.
Словоформы бывают двух видов: синтетические (простые) и
аналитические (составные). Синтетические словоформы состоят из основы слова и
словоизменительных аффиксов - окончаний (флексии) и формообразующих суффиксов
(см. разд. "Морфемика"
):
дом-∅ (нулевое
окончание), школ-а, чита-л-и (формообразующий суффикс -л и окончание -и),
бег-ущ-ий, быстр-ейш-ий.
В образовании аналитических словоформ участвуют
вспомогательные слова, играющие ту же роль, что и словоизменительные аффиксы в
структуре синтетических словоформ. Например, прибавлением форм будущего времени
вспомогательного глагола быть к инфинитиву глаголов несовершенного вида
(читать, бежать и др.) образуется аналитическая форма будущего времени: буду
читать, буду бежать. Иногда в парадигме слова имеются и синтетические, и
аналитические словоформы: сильнейший и самый сильный, теплее и более тёплый. В
парадигмах имен существительных, имен числительных и местоимений - только синтетические
словоформы; для имен прилагательных, глаголов, наречий и безлично-предикативных
слов характерны как синтетические, так и аналитические словоформы.
Для морфологии словоизменение всегда было основным объектом
изучения, потому что словоизменительные средства - окончания и формообразующие
суффиксы в составе синтетических словоформ, вспомогательные слова в составе
аналитических словоформ - являются эффективными средствами выражения
грамматических значений. Так, благодаря противопоставлению окончаний в
словоформах ученик - ученики, журнал - журналы выражаются значения
единственного ~ множественного числа; в противопоставлении словоформ решал -
решаю - буду решать выражаются временные значения. Окончания, формообразующие
суффиксы и вспомогательные слова относятся к парадигматическим средствам
выражения грамматического значения слова (поскольку они участвуют в образовании
словоизменительной парадигмы слова). Кроме основных парадигматических средств
имеются и дополнительные, нередко сопутствующие этим основным средствам
выражения грамматического значения: 1) чередования (альтернации) фонем в
основе: бегу - бежишь, сон - сна (беглый гласный); 2) наращение, усечение или
чередование суффиксов в основе: брат - братья (брат-j-a), крестьянин -
крестьяне, давать - даю, танцевать - танцую; 3) супплетивизм-чередование
корней: иду - шёл, человек - люди; 4) ударение: дéрево - дерéвья,
была - были.
Грамматические значения слов выражаются не только
парадигматически, но также и в словосочетании, т.е. синтагматически. Например,
в словосочетаниях новая книга, новые книги значение числа выражено не только
окончаниями имени существительного, но также и окончаниями согласующегося с
этим существительным имени прилагательного. Здесь парадигматические и
синтагматические средства выражения грамматических значений дополняют одно
другое. А в тех случаях, когда парадигматические средства выражения
грамматического значения отсутствуют, единственным средством становится
грамматическая синтагматика (сочетаемость) слова. Например, если существительное
не имеет внешне различающихся окончаний, т. е. является
"несклоняемым" (пальто, ТЭЦ и др.), грамматическое значение числа
может быть выражено лишь "за пределами" самого существительного, в
согласующихся формах прилагательного: новое/новые пальто, мощная/мощные ТЭЦ.
Эти примеры показывают, что и морфология как грамматическое учение о слове
должна учитывать все средства выражения грамматических значений - как
парадигматические, так и синтагматические. Иногда следует принимать во внимание
также порядок слов в предложении; ср. разные падежные значения у слов мать,
дочь в предложениях Мать любит дочь; Дочь любит мать.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://rusjaz.da.ru/