Философские проблемы в романе Толстого "Война и мир"
Философские проблемы в романе Толстого "Война и мир"
Философские проблемы в романе Толстого "Война и мир"
"Война и мир" была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра
отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли, они бунтовали. Россия
и Запад, исторические судьбы России и ее народа - это были самые злободневные
вопросы времени. Они постоянно волновали Толстого. Толстой всегда был против
революции, но надеялся путем просвещения, реформ, конституций, то есть утопическим
путем воздвигнуть идеальный социальный строй. "Война и мир" - одно из самых
замечательных произведений литературы. Годы работы над романом - это время напряженнейшего
труда писателя.
Творческие искания Толстого всегда были связаны с жизнью. Роман задумывался
как грандиозное исследование полувековой истории России в ее острых столкновениях
и сопоставлениях с Европой, как постижение национального характера русского
народа и всего строя его жизни. В романе поставлены психологические, социальные,
исторические, нравственные проблемы, говорится об истинном и ложном патриотизме,
о роли личности в истории, о национальном достоинстве русского народа, о дворянстве,
в романе действуют свыше двухсот исторических лиц.
Представляя события с человеческой, нравственной стороны, писатель нередко
проникал и в их подлинную историческую сущность. Наполеон претендовал на великую
роль в истории, рассчитывал творить историю, подчиняя ее собственной воле. Толстой
говорит, что он деспот не только по положению но и по убеждению. Он развенчивает
его величие. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды", - писал Толстой.
В "Войне и мире", этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине
характеров и нравов. Он воссоздает душевные переживания разных людей этого времени,
их духовные устремления. Лучшими представителями дворянства являются Пьер Безухов
и Андрей Волконский. Они оба стремятся к разумному устройству общества, оба
неустанно стремятся дойти до правды. В конечном итоге они доходят до обращения
к народу, к сознанию необходимости служить ему, слиться с ним, отрицают все
формы либерализма. Характерно, что вообще дворянская культура того времени представлена
в романе преимущественно этими умственными и нравственными исканиями "образованного
меньшинства". Внутренний мир человека, исследование души - вот одна из философских
проблем, волнующих Толстого. У Толстого свой собственный взгляд на историю.
Философские рассуждения в его романе - это его мысли, его думы, его мировоззрение,
его понятие жизни. Одна из важных проблем "Войны и мира" - это соотношение личности
и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. Толстой
отрицал роль личности в истории.
Он отказывался признать силой, руководящей историческим развитием человечества,
какую бы то ни было "идею", а также желания или власть отдельных, пусть даже
и "великих" исторических деятелей. Он говорил, что все решает "дух войска",
утверждал, что существуют законы, управляющие событиями. Эти законы неизвестны
людям. Одна из философских проблем романа - это вопрос о свободе и необходимости.
По-своему и оригинально решает Толстой этот вопрос. Он говорит, что свобода
человека, исторического деятеля - кажущаяся, человек свободен лишь в том, чтобы
не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, а просто соответствовать
истории, меняться, расти и таким путем влиять на ее ход. Глубока мысль Толстого
в том, что человек тем менее свободен, чем ближе он поставлен к власти. В своих
философско-исторических взглядах Толстой был близок Герцену. Роман назван "Война
и мир".
Смысл названия: мир отрицает войну. Мир - это труд и счастье, война - это разобщение
людей, разрушение, смерть и горе. Тема сочинения очень трудная, скорее она годится
для выпускников института филологического факультета или аспирантов, которые
занимаются исследованиями в-творчестве Толстого. Я недостаточно полно отразила
в своем сочинении все философские проблемы 4-х томного романа "Война и мир",
да это и понятно: нельзя на двух листах уместить все мысли Толстого, он же гений,
но главные я все же отразила. Можно было бы еще добавить о том, как решает Толстой
вопрос о роли женщины в обществе. Он отрицательно относился к эмансипации женщины,
если Тургенев, Чернышевский женщину рассматривали в другом аспекте, то Толстой
считает, что для женщины место - домашний очаг. Поэтому Наташа Ростова просто
мать и жена в конце романа. А жаль! Она .ведь была не просто девушкой, а одаренным
человеком, излучающим тепло и свет, хорошо пела. В этой позиции я с Толстым
не могу согласиться, потому что умной женщине мало быть просто домашней "гусыней",
ей все равно хочется большего. И если у Наташи был богатый духовный мир, то
куда же он делся, ушел в домашний быт? В этом Толстой-консерватор. Мало он написал
и о тяжелом положении крепостного крестьянства, всего несколько страниц на всю
громадную эпопею. Сцена богучаровского бунта - единственно яркий эпизод этого
плана. Я думаю, это отразилось бы в его другом романе "Декабристы".