Первые
слова поэта, когда он узнал, что его рана смертельна, были: "Мне надо
привести в порядок мой дом". По словам литературоведа В. Непомнящего,
"Дом для Пушкина - ценность важнейшая, бытийственная, символ единого,
целостного, большого бытия. На протяжении лет Дом представал у Пушкина в разных
обликах и масштабах": в лицее - это "келья" молодого
вольнодумца, в зрелые годы - очаг, семья, и в конце жизненного пути дом
мыслится как Отечество, нация, народ, история. Поиск опоры "самостоянья
человека", идея домостроительства - важнейшие составляющие пушкинской
философской лирики.
Проблемы
цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека
в мире, отношений с Богом и природой - центральные вопросы всей русской
литературы. Их называют "вечными вопросами", потому что нельзя найти
на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это
залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа - в этой
неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.
Пушкин
удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и
замечательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней
юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и
творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество - отражение
духовного пути Человека со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями,
самообманом - и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию
мира.
Так,
юность не может не узнать себя в эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить
надо днем сегодняшним, стремясь возможно более полно исчерпать все радости,
которые он нам несет - ибо кто знает, что будет завтра?! Лицей - веселый,
счастливый Дом, где сам поэт и его друзья - веселые молодые бездельники,
неукоснительно следующие завету Эпикура: "Наслаждайся сейчас!".
Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и желание сполна
насладиться ими торжествуют в каждой строчке стихотворения 1814 года
"Пирующие студенты":
Друзья!
досужный час настал;
Все
тихо, все в покое;
Скорее
скатерть и бокал!
Сюда,
вино златое!
Шипи,
шампанское, в стекле.
Друзья!
почто же с Кантом
Сенека,
Тацит на столе,
Фольянт
над фолиантом?
Под
стол холодных мудрецов,
Мы
полем овладеем;
Под
стол ученых дураков!
Без
них мы пить умеем.
Из
всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура, им близка его мысль о том,
что жизнь ценна, лишь пока мы молоды. Великолепно сформулировано кредо тех лет
в послании "Кривцову" (1817 год);
Не
пугай нас, милый друг,
Гроба
близким новосельем:
Право,
нам таким бездельем
Заниматься
недосуг.
Пусть
остылой жизни чашу
Тянет
медленно другой;
Мы
ж утратим юность нашу
Вместе
с жизнью дорогой.
Так
ставится знак равенства между юностью и жизнью. И все же лицеисты не чужды
высокому и вечному. Вспомним стихотворение 1815 года "Городок", где
молодой Пушкин отдает дань "холодным мудрецам", говорит о круге
своего чтения, о природе, о дружбе, о любви. В 1820 году в стихотворении
"Мне вас не жаль, года весны моей..." Пушкин подведет итоговую черту,
по-новому осмыслит минувшую пору ранней юности - и простится с ней. Все, что
составляло смысл жизни до сих пор - веселье, любовь, пиры, - утратило в его
глазах свою ценность, оставлено без сожаления.
Но
где же вы, минуты умиленья,
Младых
надежд, сердечной тишины?
Где
прежний жар и слезы вдохновенья?..
Придите
вновь, года моей весны!
Жаль
не времени, потраченного бездумно, но самого бездумья, уже невозможного. Такова
цена опыта.
Блажен,
кто смолоду был молод,
Блажен,
кто вовремя созрел...
-
скажет Пушкин в "Евгении Онегине", ибо человек, сполна насладившийся
молодостью, взявший от нее все, развивается полноценно, гармонично.
Момент
прощанья с юностью тяжел, утрата прежних ценностей приравнивается к утрате
самой жизни. В начале двадцатых годов впервые в радостном, светлом мироощущении
Пушкина звучит воистину трагическая нота, появляются мотивы пустоты и
одиночества:
Я
пережил свои желанья,
Я
разлюбил свои мечты;
Остались
мне одни страданья,
Плоды
сердечной пустоты.
Однако
не следует забывать, что 1820-22 годы - расцвет романтизма в творчестве поэта,
а самоощущение романтика слагается из чувств одиночества, преждевременной
старости души, борьбы с враждебным миром и собственной "судьбой
жестокой". И все же стихотворение "Я пережил свои желанья"
(1821) звучит диссонансной нотой в пушкинском творчестве этого периода, оно
предвосхищает темы и образы творческого перелома 1823-24 годов, когда душа
поэта наполнится унынием и безверием, когда жизнь покажется бессмысленной и
пустой. Перечитайте стихотворение 1823 года "Надеждой сладостной
младенчески дыша…" - как безнадежно мироощущение поэта, какой
бессмысленной кажется ему жизнь!
Стихотворение
"Демон" (1823) сосредоточило в себе главные вопросы, терзавшие душу
поэта. Пушкин создает образ человека, втягиваемого в пропасть безнадежного
атеизма. "Злобный гений", Демон, искушающий героя безверием,
бесконечно страшен. Он отрицает все высшие ценности: вдохновенье, любовь,
свободу - и, отрицая их, отрицает само Провиденье, то есть некий божественный
замысел, лежащий в основе бытия. А ведь если жизнь бессмысленна и бесцельна,
если не подчинена непознаваемому, но непременно во всем присутствующему высшему
замыслу - тогда все равно: как жить, творить добро или зло, добрести до
естественной смерти или покончить с собой... Лирический герой из последних сил
сопротивляется Демону-искусителю - и ужасается тому, что может не устоять. Сам
поэт устоит, и страшный по силе духовный кризис 1823 года минет, но отзвуки
"Демона" еще не раз прозвучат в его творчестве. Мы привыкли
ассоциировать понятие жизни с образом некоего движения в пространстве и
времени, от рождения к смерти. Пушкину в 1823 году жизненный путь человека
представляется весьма безотрадным. В стихотворении "Телега жизни"
поэт отразил этот путь в древних образах-символах: жизнь - путь, молодость -
утро, зрелость - день, старость - вечер, смерть - ночь. Для него жизненный путь
- бессмысленное движение из небытия в небытие, свершающееся "само
собой", независимо от воли человека. Сознательно сниженный,
деромантизированный образ телеги, дребезжащей на рытвинах и ухабах, не дает
обмануться насчет позиции автора: нет в жизни ничего возвышенного и
прекрасного. Ужасает читателя подчеркнуто бесстрастный, равнодушный тон повествования:
так есть, бороться бессмысленно, ибо как бы ни вел себя человек, чего бы ни
хотел,
Ямщик
лихой, седое время,
Везет,
не слезет с облучка.
Бессмысленность
окружающего мира не может не ужаснуть мыслящего человека. Для поэта,
удивительно рано осознавшего свое призвание, она вдвойне трагична: ведь его
талант, его ум и душа ни к чему в мире, лишенном высшего замысла и цели!
Юношеские мечты о служении Свободе, о гражданском подвиге воплотились в
пушкинском творчестве 1815-22 годов. Создание в России тайных обществ, успехи
революционного движения в Греции - все внушало надежду на скорое обретение
народами своих исконных прав:
И
станут вечной стражей трона
Народов
вольность и покой.
(ода
"Вольность")
И
над отечеством свободы просвещенной
Взойдет
ли наконец прекрасная заря?
("Деревня")
Но
поэт взрослеет и, "разлюбив свои мечты", понимает, что подарить
народам свободу - затея безнадежная. Позже, в 1825-26 годах, придет ясное
понимание: никто не может принести людям освобождение - это вообще невозможно,
ибо политическая, гражданская свобода начинается с обретения свободы
внутренней, духовной. Но пока не пришло понимание этих истин, лирического героя
стихотворения "Свободы сеятель пустынный…" мучит невозможность
исполнить то, что кажется предназначением, он обвиняет "народы" в
нежелании обрести волю: " К чему стадам дары свободы?" Почти дословно
повторит Пушкин последние строки стихотворения в другом, написанном тоже в 1823
году - "Бывало, в сладком ослепленьи...":
Вы
правы, мудрые народы,
К
чему свободы вольный клич!
Стадам
не нужен дар свободы,
Их
должно резать или стричь,
Наследство
их из рода в роды
Ярмо
с гремушками да бич.
В
этом стихотворении он объединяет мотивы и образы центральных лирических
произведений, отразивших период кризиса, кардинальной переоценки ценностей -
"Демона" и "Свободы сеятель пустынный..." И с новой силой
мотивы "Демона" зазвучат в стихотворении 1828 года "Дар
напрасный, дар случайный…". Четыре с небольшим года, отделяющие эти
произведения, многое изменили в жизни России и в духовном облике поэта. Но
вновь и вновь возникает перед ним Демон, "злобный гений", не желающий
"ничего во всей природе благословить...". Власть, дарующая жизнь, -
враждебна, ибо
Цели
нет передо мною...
Вот
что самое страшное, вот что не дает покоя лирическому герою стихотворения: душа
полна страстей, ум волнуют сомнения - но во имя чего? Пушкин редко датирует
произведения, над этим же стихотворением стоит точная дата: 26 мая 1828 года -
день рождения Пушкина. В юности это веселый праздник, в зрелые годы - день
подведения итогов, осмысления прожитого и грядущего. В такой миг и написаны
строки:
Дар
напрасный, дар случайный,
Жизнь,
зачем ты мне дана?
Это
звучит, как заклинание, и то, что нет ответа на вечное "зачем?",
несет чувство безнадежности, обреченности:
И
томит меня тоскою
Однозвучный
жизни шум.
Это
стихотворение как бы "выпадает" из контекста всего пушкинского
творчества не потому, что оно трагично: у Пушкина немало трагичных нот, а
потому, что оно абсолютно безысходно. Оно, по мнению В. Непомнящего, является
своеобразной антитезой "Пророку", который написан также в трудный
период жизни поэта, после казни декабристов, но где ответ на вопрос
"зачем?" был найден: "Глаголом жги сердца людей". Но уже в
стихотворениях следующего - 1829 года - "Брожу ли я вдоль улиц шумных…"
и "Дорожные жалобы" отражено некое приближение к гармонии, пониманию
высшего замысла. В первом стихотворении, элегии "Брожу ли я…"
возникает образ "юношей безумных". Они безумны потому, что не
задумались еще о смысле жизни, еще живут иллюзиями, какими жил и сам поэт -
помните:
Мы
ж утратим юность нашу
Вместе
с жизнью дорогой.
Последняя
строфа элегии соединяет образы "младой жизни" и "равнодушной
природы", стихотворение обретает кольцевую композицию. И жизнь
представляется бесконечной в движении по этому кольцу: от безумной, чуждой
осмыслению законов бытия юности, через муки поисков смысла жизни - к смерти, к
"гробовому входу", вокруг которого уже шумит новая молодость. Вечная
жизнь - в этой смене поколений, истина - в мудром примирении с круговоротом
жизни:
Тебе
я место уступаю:
Мне
время тлеть, тебе цвести.
И
бессмертие есть: в том, чтобы за "гробовым входом", после смерти,
слиться с родными местами - иначе не жгло бы человека желание быть похороненным
там, где родился:
И
хоть бесчувственному телу
Равно
повсюду истлевать,
Но
ближе к милому пределу
Мне
все б хотелось почивать.
1830-й
год - переломный в судьбе Пушкина. Круто меняется жизнь: он женится, принимает
на себя ответственность за семью, жену и будущих детей. Для него это был
бесконечно важный, серьезный шаг: расставанье не просто с холостяцкой
вольницей, но со всем прежним строем жизни - обретение Дома, самореализация в
совершенно новом плане.
Два
чувства дивно близки нам,
В
них обретает сердце пищу:
Любовь
к родному пепелищу,
Любовь
к отеческим гробам.
На
них основано от века
По
воле Бога самого
Самостоянье
человека,
Залог
величия его.
В
этом поэтическом наброске звучит главная мысль, тревожившая Пушкина в тот
период, - что есть человек, из чего слагается гармоническая жизнь,
"самостоянье". Дом ощущается им как корни, исток жизни: без корней не
будет плодов.
1830-й
год - это прежде всего знаменитая Болдинская осень, когда Пушкин уехал в свое
имение Болдино улаживать перед свадьбой финансовые дела и задержался там до
начала зимы из-за эпидемии холеры. В эту осень был закончен "Евгений
Онегин", написаны "Маленькие трагедии", сказки, многие шедевры
лирики. В первые дни по приезде в Болдино Пушкин написал одно из самых глубоких
своих стихотворений - "Бесы". Злая сила, окружающая человека,
мучающая его, открылась пушкинскому Путнику с совершенно неожиданной стороны:
это не всесильный Демон, искушающий провидение, - это бесы, они ущербны, они
мучают путника - но и сами мучаются: их "гонят", они "жалобно
поют". Путник оказывается недостижим для бесов, потому что, уловив в
бесовском вое жалобу, в бесконечном их кружении - тоску, он их жалеет. Ибо
человечность всегда победит зло; бесовской круговерти внешнего мира человек
может противопоставить только внутреннюю гармонию. Образ бесов переплавляется в
"Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы" в близкий образ
"мышьей беготни". К самой жизни обращает поэт вопрос, не дающий ему
покоя:
От
меня чего ты хочешь?
Ты
зовешь или пророчишь?
Я
понять тебя хочу,
Смысла
я в тебе ищу...
И,
наконец, в "Элегии" (1830) создает Пушкин свою "формулу
жизни":
Я
жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Вот
- цель и смысл жизни. Жизнь - не в веселье, ибо
Безумных
лет угасшее веселье
Мне
тяжело, как смутное похмелье.
Жизнь
- труд, работа, бесконечная работа мысли и духа. Только тогда возможны минуты
истинного счастья:
Порой
опять гармонией упьюсь,
Над
вымыслом слезами обольюсь,
И
может быть - на мой закат печальный
Блеснет
любовь улыбкою прощальной.
Само
понятие счастья в последние годы переоценивается Пушкиным: "На свете
счастья нет, но есть покой и воля…". "Покой и воля" - вот высшие
ценности бытия, необходимые, как воздух: ибо без них поэт задыхается. Эта мысль
прозвучит в важнейшем стихотворении 1834 года "Пора, мой друг, пора".
Стихотворение имеет прозаическое продолжение - набросок: "Юность не имеет
нужды в at home", зрелый возраст ужасается своего уединения. Блажен, кто
находит подругу - тогда удались он домой. О, скоро ли перенесу я мои пенаты в
деревню - поля, сад, крестьяне, книги: труды поэтические - семья, любовь etс -
религия - смерть". Так понимает Пушкин "покой и волю", из-под
власти "светской черни" стремясь вырваться на свободу - к тому, что
он назвал "своим Домом". За два месяца до смерти создает Пушкин
стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…", которое
входит в так называемый "каменноостровский цикл" (стихи, написанные
летом 1836 года на даче на Каменном острове: "Мирская власть",
"Не дорого ценю я громкие права…" (Из Пиндемонти), "Отцы
пустынники и жены непорочны…", "Когда за городом, задумчив, я
брожу…", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"). Здесь
подводятся итоги жизни, итоги своей поэтической и человеческой судеб:
Нет,
весь я не умру - душа в заветной лире
Мой
прах переживет и тленья убежит -
И
славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив
будет хоть один пиит.
Такой
путь за свою короткую жизнь прошел Пушкин в философской лирике. На этом пути он
простился с романтическим мировосприятием, с "безумными летами",
пережил духовный кризис, но обрел гармонию с миром, Дом, пришел к пониманию
того, что есть "самостоянье человека", в его сознании соединились
жизнь, смерть и бессмертие.
Список литературы
Монахова
О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. - М.-1994
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru