Фантастические образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Фантастические образы в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Фантастические образы в романе М. А. Булгакова
"Мастер и Маргарита"
Михаил
Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного
наследия стала известна читающему миру только четверть века спустя после его
смерти. При этом последний его роман — "Мастер и Маргарита" — принес
автору мировую славу.
На
мой взгляд, своеобразие романа "Мастер и Маргарита" заключается в
том, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических
представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа остается
невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем порождением
странной фантазии автора.
Дьявол
был нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов, его сразу
"узнавали" читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было подчеркнуто
и именем "Воланд", которое встречается в "Фаусте" как одно
из имен дьявола. Десятилетие спустя, во время авторских чтений, реакция была
уже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон, углубилась и
усложнилась роль Во-ланда в завершенном романе, становившемся, как сознавал сам
автор, итогом его драматической судьбы.
Слушателями
владело огромное напряжение, желание понять, "что бы это значило".
Необходимо заметить, что Булгаков в своем романе достаточно точно описал
неузнавание Воланда всеми, кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию
читателя, автор устами Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман
"кой-кому, но его и половины не понимают".
Первые
слушатели романа — современники автора — были чрезмерно сосредоточены на
разгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к которым вело их
всемогущество героя в наказании одних и поощрении других персонажей романа.
Для
меня же "сатанизм" Воланда очевиден так же, как и божественность
Иешуа. Но ведь из этого следует, что Воланд — герой отрицательный. Может быть,
мое мнение ошибочно, но я считаю, что это не так. Я думаю, что человек обязан
знать свои недостатки, познать самого себя, увидеть в себе отрицательное, что
очень трудно, так как зло способно скрыться в самых дальних уголках
подсознания, просто исчезнуть, едва показавшись, и даже иметь видимость добра.
И в этом случае встреча с Волан-дом необходима. Он "вывернет" душу и
"выметет" из нее наружу все то, о чем не подозревал. Да, это не
всегда приятно, скорее, всегда неприятно. Это может привести человека в
отчаяние и даже свести с ума, но это необходимо каждому из нас.
Создавая
фигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную традицию, которая
сменила средневековые представления о дьяволе и злых демонах, иначе
сформировав, как писал В. М. Жирмунский, "загадочный и сложный,
опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ...
бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное — не поддающихся
однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти
существа оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может
вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время".
Автор
романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и зла, —
Ветхий завет, Талмуд и многие другие. Там он нашел, по-видимому, и такую
функцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже искушенного
читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы
Мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще не враг Бога и людей, как в Новом
завете, а земной администратор божественного правосудия, нечто вроде судебного
исполнителя.
Исследования
показывают, что здесь, как и в древневосточной книжности, место Сатаны
определяется нередко как место управителя мира, то есть вещей земных и
временных, в противоположность тому, кто ведает вечным и духовным. Итак,
подводя итог сказанному, хочу заметить, что Воланд — фантастический персонаж.
Но когда нам необходима встреча с ним, мы всегда найдем его в себе. И он всегда
подскажет, за какое дело, сотворенное нами, мы обязаны нести ответственность,
чтобы это зло не росло, не множилось, не превратилось в глобальную катастрофу.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru