Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой
Эволюция художественных образов в лирике А. Ахматовой
Эволюция
художественных образов в лирике А. Ахматовой
На рубеже
прошлого и нынешнего столетий, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя
мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная
во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия — поэзия Анны
Ахматовой. Родилась поэтесса в 1889 году под Одессой, и вскоре после ее
рождения семья переехала в Царское Село. В своей первой поэме “У самого моря”,
написанной в 1914 году, Ахматова воссоздала поэтическую атмосферу
Причерноморья, соединив ее со сказкой о любви:
Бухты изрезали
низкий берег,
Все паруса
убежали в море,
А я сушила
соленую косу
За версту от
земли на плоском камне.
Ко мне
приплывала зеленая рыба,
Ко мне
прилетала белая чайка,
А я была
дерзкой, злой и веселой
И вовсе не
знала, что это — счастье.
Но все же
главное место в жизни и творчестве Ахматовой занял Петербург. Здесь ее поэзия,
строгая и классически соразмерная, во многом становится родственной самому
облику города — разворотом его улиц, площадей, мраморным и гранитным дворцам,
бесчисленным львам.
В 1910 году
Ахматова возвращается в Царское Село. Свое возвращение она отмечает
стихотворением “Первое возвращение”:
На землю саван
тягостный возложен.
Торжественно
гудят колокола.
И снова дух
смятен и потревожен
Истомной скукой
Царского Села.
Пять лет
прошло. Здесь все мертво и немо,
Как будто мира
наступил конец. 298
Русская
литература XX века
Как навсегда
исчерпанная тема,
В смертельном
сне покоится дворец.
В этом
стихотворении впервые в творчестве Ахматовой появляется мелодия тягостных
предчувствий, ощущение некой приближающейся катастрофы. Также здесь тема
поэтической судьбы сливается с темой судьбы России. Вся образная символика
стихотворения свидетельствует о том, что речь идет о событиях общего смысла,
времени, трагичности эпохи, судьбе России, с которой поэт связывает и свою
судьбу. Первые стихи Анны Ахматовой появились в 1911 году в журнале “Аполлон”,
а уже в следующем вышел и поэтический сборник — “Вечер”. Почти сразу же
Ахматова была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов.
Лирика Ахматовой периода ее первых книг — “Вечер”, “Четки”, “Белая стая” —
почти исключительно любовная лирика. В ее стихотворениях предполагается, что
читатель должен или догадаться, или постараться обратиться к своему жизненному
опыту, и тогда кажется, что стихотворения очень широки по своему смыслу: их
тайная драма, их скрытый сюжет относится ко многим людям. Образ женщины-героини
ахматовской лирики не всегда можно свести к одному числу. При необычайной
конкретности переживаний это не только человек конкретной судьбы и биографии —
это носитель бесконечного множества биографий и судеб:
Мне с Морозовой
класть поклоны,
С падчерицей
Ирода плясать,
С дымом улетать
с Костра Дидоны,
Чтобы, с Жанной
на костер опять.
Господи! Ты
видишь, я устала
Воскресать, и
умирать, и жить...
Но любовь в
стихах Ахматовой отнюдь не только любовь — счастье, тем более благополучие.
Часто, слишком часто это — страдание, своеобразная антилюбовь и пытка.
Постепенно тема
России все более властно заявляла о себе в поэзии Ахматовой. В стихотворении
“Молитва” она молит судьбу о возможности спасти Россию даже ценой громадных
личных жертв:
Дай мне горькие
слезы недуга,
Задыханье,
бессонницу, жар,
Отыми и
ребенка, и друга,
И таинственный
песенный дар —
Так молюсь за
твоей литургией
После стольких
томительных дней,
Чтобы туча над
темной Россией
Стала облаком в
славе лучей.
Путь, пройденный
поэтессой, начиная с первых ее сти хотворений, — это путь постепенного и
последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство
духовной жизни, серьезность и высота моральных требований неуклонно выводили
Ахматову на дорогу общественных интересов. Все чаще и чаще в ее стихах сквозь
личные романы и любовные драмы на нас смотрит эпоха — “настоящий XX век” уже
стоял у самого порога ее собственной судьбы. Внимательность, с которой смотрит
поэтесса на пейзажи родной страны, трепетность и неясность ее патриотического
чувства, отказ от суетности и светской мишуры — все это говорило о возможности
проявления в ее творчестве каких-то крупных координат национально-гражданского
характера. Например, стихотворение
Эта встреча
никем не воспета:
Ты, росой
окропляющий травы,
Вестью душу мою
оживи, —
Не для страсти,
не для забавы,
Для великой
земной любви.
Во время
революции Ахматовой отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из
России, но и вероятность какой бы то ни было внутренней эмиграции по отношению
к ней. Это ярко отражено в стихотворении “Мне голос был...”:
Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил:
“Иди сюда,
Оставь свой
край глухой и грешный,
Оставь Россию
навсегда...”
Но равнодушно и
спокойно
Руками я
замкнула слух,
Чтоб этой речью
недостойной
Не осквернился
скорбный дух.
Если
литературная деятельность Ахматовой до революции охватывала около восьми лет и
протекала очень интенсивно, то сразу после революции и вплоть до начала 1930-х
годов она переживала внутренне замкнутый творческий процесс. В самом начале
этого периода у Ахматовой выходят две книги — “Подорожник” и “Аппо Вопит”.
Ахматовский стих послереволюционных лет очень внимателен ко всем проявлениям
жизни. Сохранив свою зоркость, он как бы впустил в себя значительно больше
пространства — воздушного и земного, с морем и солнцем, с утренними и вечерними
красками и со всеми подробностями жизни:
По твердому
гребню сугроба
В твой белый,
таинственный дом
Такие притихшие
оба
В молчании
нежном идем.
И солнце всех
песен пропетых
Мне этот
исполненный сон,
Качание веток
задетых
И штор твоих
легонький звон.
Послереволюционная
жизнь Ахматовой трагична: большевиками расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев;
долгие годы провел в тюрьмах и лагерях ее сын. Судьба Ахматовой и ее семьи —
повторение судьбы миллионов людей России, о чем и написала поэтесса в поэме
“Реквием”:
Уводили тебе на
рассвете,
За тобой, как
выносе, шла,
В темной
горнице плакали дети,
У божницы свеча
оплыла.
На губах твоих
холод иконки,
Смертный пот на
челе. … Не забыть!
Буду я, как
стрелецкие женки,
Под
кремлевскими башнями выть.
С 1925 по 1939
год Ахматовой не разрешалось печататься, и она вынуждена была заниматься
переводами. Они в ее творчестве имеют немаловажное значение. В 30-е годы Ахматова
записывала на разных клочках бумаги короткие стихотворения, названные ею
впоследствии “Черепками”, Например:
Мне, лишенной
огня и воды,
Разлученной с
единственным сыном...
На позорном
помосте беды
Как под тронным
стою балдахином.
Или:
Вот и доспорился
яростный спорщик
До енисейских
равнин...
Вам он —
бродяга, шуан, заговорщик,
Мне он —
единственный сын.
Около 40-х
годов Анне Ахматовой было разрешено издать книгу избранных произведений. Любовь
к родине у нее не предмет анализа, размышлений. Будет она — будет жизнь, стихи.
Нет ее — ничего нет. Вот почему Ахматова писала во время Великой Отечественной
войны:
Не страшно под
пулями мертвыми лечь,
Не горько
остаться без крова, —
И мы сохраним
тебя, русская речь,
Великое русское
слово.
В этот период
своеобразием поэзии Ахматовой было то, что она умела поэтически передать само
присутствие живого духа времени, истории в сегодняшней жизни людей, например,
стихотворение “Явление луны”:
Все бревенчато,
дощато, гнуто...
Полноценно
ценится минута
На часах
песочных...
Характерной
особенностью лирики Ахматовой военных лет являлось совмещение в ней двух
поэтических масштабов — это внимательность к мельчайшим проявлениям жизни, а с
другой стороны — огромное небо над головой и земля под ногами. Например,
стихотворение “Под Колонною”:
Из перламутра и
агата,
Из задымленного
стекла,
Так неожиданно
покато
И так
торжественно плыла, —
Как будто
“Лунная соната”
Нам сразу путь
пересекла.
В “военных”
стихах Анны Ахматовой поражает удивительная ограниченность, отсутствие тени
рефлексии, неуверенности, сомнения, казалось бы, столь естественных в таких
тяжких условиях созидательницы, как многие полагали, лишь “дамских” стихов. Но
это и потому, что характер ахматовской героини или героинь зиждется еще на одном начале, тоже прямо связанном с
народным мироощущением. В 1949 году вышло постановление “О журналах “Звезда” и
“Ленинград”, в котором Ахматова и ее творчество объявлялись враждебными
советскому народу. Правительство пыталось отлучить поэтессу от народа, от
России, от поэзии. Но Ахматова была таким сильным человеком, а ее российская и
мировая слава была так велика, что враги человечности и культуры оказались
бессильны. В последние годы жизни Ахматова работала очень интенсивно. Помимо
оригинальных стихотворений, она много переводила, готовила книгу о Пушкине.
Например, “Эпические мотивы”:
И я подумала:
не может быть,
Чтоб я
когда-нибудь забыла это.
И если трудный
путь мне предстоит,
Вот легкий
груз, который мне под силу
С собою взять,
чтоб в старости, в болезни,
Быть может, в
нищете — припоминать
Закат
неистовый, и полноту
Душевных сил, и
прелесть милой жизни.
В 1962 году
была закончена “Поэма без героя”, которая создавалась в течение многих лет:
Крик петушиный,
нам только снится,
За окошком Нева
дымится,
Ночь бездонна и
длится, длится —
Петербургская
чертовня...
В черном небе
звезды не видно,
Гибель где-то
здесь, очевидно,
Но беспечна,
прямо бесстыдна
Маскарадная
болтовня...
В этой поэме
Ахматова возвращается далеко назад — время действия 1913 год. Незадолго до
смерти Ахматова сказала: “Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь
моя с временем, с новой жизнью моего народа. Вогда я писала их, я жила теми
ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что
жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.
Несломленный
дух великого русского поэта будет вечно осенять Россию и служить свидетельством
и залогом ее стойкости во всех испытаниях, посланных судьбой.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/