С именем Блока
в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта,
воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной
женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива
раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и
поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной
Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму
поэтического таланта Блока. При этом “Стихи о Прекрасной Даме” во многом
автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому
произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности.
Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом
женственности и красоты.
Весь цикл
стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине,
рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала
духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока
видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен:
Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная,
таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед: Прозрачные, неведомые тени
К тебе плывут, и с ними Ты плывешь, В объятия лазурных сновидений, Невнятных
нам, — Себя Ты отдаешь.
Она недоступна
герою, потому что он — только человек, земной, грешный, смертный: А здесь,
внизу, в пыли, в уничиженъе, Узрев на миг бессмертные черты, Безвестный раб,
исполнен вдохновенья, Тебя поет. Его не знаешь Ты...
Лирический
герой цикла, двойник поэта — Порой слуга, порою милый, И вечно — раб.
Рыцарь,
коленопреклоненный монах, раб, он свершает свое служение прекрасной царице,
Пречистой Деве: Вхожу я в темные осрамы, Совершаю бедный обряд, Там жду я
Прекрасной Дамы В мерцанье красных лампад.
Во всем герою
чудится ее присутствие — в бездонной лазури неба, в весеннем ветре, в песне
скрипки: С той поры, что ни ночь, что ни день, Надо мной твоя белая тень, Запах
белых цветов средь садов, Шелест, легких шагов у прудов...
При этом
героиня почти бесплотна, бестелесна, ее образ не предполагает ничего
конкретного, “осязаемого”, ведь все земное ей чуждо: Вот лицо возникает из
кружев, Возникает из кружев лицо...
Вот плывут ее
вьюжные трели, Звезды светлые шлейфом влача...
“Мне не слышны
ни вздохи, ни речи”, — говорит герой.
Для описания
объекта своего поклонения автор использует эпитеты типа “лучезарный”,
“таинственный”, “несказанный”, “озаренный”, “отрадный”. Но в некоторых стихах о
Прекрасной Даме ее образ принимает более конкретные, земные черты, лишенные
налета мистики: Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга
желанная, Всходишь ко мне на крыльцо? Перед нами уже не отвлеченный образ, а
земная женщина; следует заметить, что говоря о ней, поэт отказывается от
прописных букв.
В стихах,
последовавших вслед за циклом о Прекрасной Даме, можно проследить дальнейшее
развитие ее образа. Героиня цикла так и осталась небожительницей, не
снизошедшей к герою и его любви. В более поздних стихотворениях возникает
фигура новой героини, также по-своему воплощавшей идеал красоты и света.
Небесный ангел, Звездная Дева неожиданно падает на землю: Звездой кровавой ты
текла, Я измерял твой путь в печали, Когда ты падать начала.
Метафизическое
падение Девы тревожит и печалит героя, но затем он понимает, найдя свою
возлюбленную на неосвященной земле, в “неосвещенных воротах”, что И этот взор
не меньше светел, Чем был в туманных высотах.
Спустившись с
“небес”, героиня не потеряла своей красоты, прелести, очарования. Так рождается
на свет Незнакомка — сошедший на землю ангел, “гений чистой красоты”, говоря
словами А. С. Пушкина. В стихотворении “Шлейф, забрызганный звездами” героиня
сравнивается с кометой, падающей вниз, соединяющей этим своим падением небо и
землю: Шлейф, забрызганный звездами, Синий, синий, синий взор.
Меж землей и
небесами Вихрем поднятый костер.
Так образ
мистической “Вечной Женственности” сменяется в поэтическом мире Блока
романтическим образом живущей на земле Незнакомки. И тогда возникает другой
конфликт: Средь этой пошлости таинственной, Скажи, что делать мне с тобой —
Недостижимой и единственной, Как вечер дымно-голубой? Героиня обречена на
пребывание в мире пошлости и грязи. Как возможно сосуществование прекрасного и
безобразного, возвышенного и обыденного? На этот вопрос Блок пытается дать
ответ в своем стихотворении “Незнакомка”. Оно построено на противопоставлении
двух миров. В первой части поэт дает картину уродливой повседневной реальности
(духота улиц, скука, пыль, плач, визг). Обыденность, привычность происходящего
подчеркиваются неоднократным употреблением сочетания “и каждый вечер”. И в то
же время — ...в час назначенный (Иль это только снится мне?) Девичий стан,
шелками схваченный, В туманном движется окне.
Образ
Незнакомки нельзя толковать однозначно. То ли это только видение,
пригрезившееся сидящему за стаканом вина герою? То ли это реальная женщина,
наделенная атрибутами романтической возлюбленной — опять же, не без воздействия
алкоголя? Наследник романтизма, Блок не избегает двусмысленности и иронии.
Несомненным представляется одно: мечта и действительность несовместимы, в мире
быта нет места идеалу. Последние строки выглядят саркастическим выводом: Ты
право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
Но — как знать?
Может быть, это — вино поэзии? Романтический по своему характеру: образ
Прекрасной Дамы придает трагическое звучание блоковским произведениям.
Идеальная возлюбленная далека, недоступна, безжизненна она лишь символ. Со
временем ее образ наполняется жизненным содержанием: поэт ищет свою героиню в
этом мире. Но встреча не может принести ему ни радости, ни успокоения, так как
невозможность существования ее на земле очевидна. Так развивается и находит
свой конец в поэзии Блока образ Прекрасной Дамы — Вечной Женственности желанной
подруги — падшего ангела — Незнакомки.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/