“Русским
классиком рубежа двух столетий” назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим
мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века.
Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение “дворянских
гнезд”, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво
показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных,
запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и о
чудесном даре любви, о неразрывной связи человека с природой, о тончайших
движениях души.
Литературная
деятельность Бунина начинается в конце 80-х годов прошлого столетия, молодой
писатель в таких рассказах, как “Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и
других, рисует безысходную нищету крестьянства. В рассказе “На край света”
автор рассказывает о переселении безземельных украинских крестьян в далекий
Уссурийский край, описывает трагические переживания переселенцев в момент
разлуки с родными местами, слезы детей и думы стариков.
Произведения
90-х годов отличаются демократизмом, знанием народной жизни. Происходит
знакомство с Чеховым, Горьким. В эти годы Бунин пытается сочетать
реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к
импрессионизму (размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка).
Так в рассказе “Антоновские яблоки” показаны внешне не связанные эпизоды жизни
угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и
сожалением. Однако в рассказе не только тоска по запустелым “дворянским
гнездам”. На страницах возникают чарующие пейзажи, овеянные чувством любви к
родине, утверждающие счастье слияния человека с природой.
И все-таки
социальные проблемы постоянно присутствуют в его произведениях. Вот бывший
николаевский солдат Мелитон (“Мелитон”), которого прогнали плетьми сквозь
строй, потерявший семью. В рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога” встают
картины голода, нищеты и разорения деревни. Эта социальная обличительная тема
как бы оттесняется на второй план, на первый план выходят “вечные темы”:
величие жизни и смерти, неувядающая красота природы (“Туман”, “Тишина”). В 1909
г. Бунин писал Горькому из Италии: “Вернулся к тому, к чему вы советовали
вернуться, — к повести о деревне” (рассказ “Деревня”).
Деревенская
жизнь дана через восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых. Кузьма хочет
учиться, затем пишет о жизни, о лености русского народа. Тихон — крупный кулак,
который беспощадно расправляется с крестьянским волнением. У автора заметно
сочетание безотрадной картины жизни деревни с неверием в творческие силы
народа. Но он правдиво показывает в “Деревне” косность, грубость,
отрицательные, тяжелые стороны деревенского быта, которые были результатом
векового угнетения. В этом сила повести. Это отметил Горький: “Дорог мне этот
скромно скрытый, заглушенный стон о родной земле. Дорога благородная скорбь,
мучителен страх за нее, и все это ново. Так еще не писали”. “Деревня” — одно из
лучших произведений русской прозы начала XX века.
В 1911—1913 гг.
Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности: и
вырождение дворянства (“Суходол”, “Последнее свидание”), и уродливость
мещанского быта (“Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”), и тему любви, которая часто
бывает пагубной (“Игнат”, “При дороге”). В обширном цикле рассказов о
крестьянстве (“Веселый двор”, “Будни”, “Жертва” и другие) писатель продолжает
тему “Деревни”. В повести “Суходол” решительно пересматривается традиция
поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих “дворянских
гнезд”.
Идея кровного
единения поместного дворянства и народа в повести “Суходол” сочетается с мыслью
автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед
ними. Протест против фальшивой буржуазной морали заметен в рассказах “Братья”,
“Господин из Сан-Франциско”. В рассказе “Братья” (он написан после поездки на
Цейлон) даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого
“туземца”-рикши, влюбленного в девушку-туземку. Конец плачевный: девушка
попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы
приносят разрушение и смерть.
В рассказе
“Господин из Сан-Франциско” писатель не дает имени герою. Американский
миллионер, всю жизнь истративший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с
женой и дочерью едет в Европу на “Атлантиде”, роскошном пароходе тех лет. Он
самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за
деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он
умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой обратно отправляют на пароход.
Бунин показал, что господин из Сан-Франциско (“новый человек со старым
сердцем”, по выражению Бунина) принадлежит к числу тех, которые ценой нищеты и
гибели многих тысяч людей приобрели миллионы и теперь пьют дорогие ликеры и
курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования
автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. Только один
капитан корабля знает, что это “нанятые влюбленные”, за деньги играющие в
любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и людей из народа.
Образы тружеников овеяны теплотой и любовью (коридорный Луиджи, лодочник
Лоренцо, горцы-волынщики), они противостоят аморальному и лживому миру сытых.
Ужасам войны
Бунин противопоставляет красоту и вечную силу любви — единой и непреходящей
ценности (“Грамматика любви”). Но иногда и любовь несет обреченность и гибель
(“Сын”, “Сны Ганга”, “Легкое дыхание”).
После 1917 года
Бунин оказался в эмиграции. В Париже он пишет цикл рассказов “Темные аллеи”.
Особенно привлекательны в них женские образы. Любовь — высочайшее счастье, но
она бывает недолговечной и непрочной, любовь бывает одинокой, заброшенной
(“Холодная осень”, “Париж”, “На чужбине”). Роман “Жизнь Арсеньева” (1924—1928
гг.) написан на автобиографическом материале. Здесь порой поэтизируется прошлое
монархической России. Героическая война России с фашистской Германией волновала
художника, он любил свою родину.
Бунин близок
Чехову, писал русские новеллы. Он мастер детали, великолепный пейзажист. В
отличие от Куприна Бунин не стремился к острозанимательным сюжетам, его
отличает лиризм рассказа. Признанный мастер прозы, Бунин — и выдающимся поэтом.
В 80— 90-х годах XIX века любимой темой стихов была природа (“Листопад”). Вот
образ осени, “тихой вдовой” вступающей в лесные хоромы: Лес, точно терем
расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою толпой Стоит над светлою
поляной.
Появлялись и
декадентские мотивы, но ненадолго. Издаются гражданские стихи “Джордано Бруно”,
“Ормузд”, “Пустошь” и другие, в ряде стихов даются реалистичные картины
деревенского и усадебного быта, с сочувствием очерчены образы простых людей
(“Пахарь”, “Сенокос”, “На Плющихе”, “Песня”).
Бунин был
превосходным переводчиком (“Каин” и “Манфред” Байрона, “Крымские сонеты”
Мицкевича, “Песня о Гайавате” Лонгфелло; переводы из Шевченко — “Завещание”).
Для нас важна высокая поэтическая культура Бунина, мастерское владение
сокровищами русского языка, высокий лиризм художественных образов, совершенство
форм его произведений.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/