е
сенин Сергей Александрович – замечательный русский поэт-лирик. Родился
он в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в семье
крестьянина. Окончив церковноприходскую школу, Есенин весной 1912 года
отправился в Москву, надеясь познакомиться там с литераторами и
напечатать свои стихи. В Москве юный поэт вступил в литературно-
музыкальный кружок имени Сурикова, где объединились начинающие рабоче-
крестьянские писатели. Здесь он подружился с рабочими из типографии
Сытина и с их помощью устроился на работу корректором.
Подъем революционного движения после Ленского расстрела Есенин
встретил в рабочей среде, участвовал в массовках и собраниях, за что
дважды подвергался полицейскому обыску. В 1913 – 1914 гг. он как
вольнослушатель посещал лекции в народном университете Шанявского, с
увлечением читал Белинского, Некрасова, Чернышевского и продолжал писать
стихи. С первых шагов в литературе Есенин был замечен как самобытный
талантливый русский поэт. В 1915 году после встречи с ним А. Блок
записал в дневнике о его поэзии: «Стихи свежие, чистые, голосистые…»
В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна
Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и
тяжелая жизнь родины продолжала тоску и боль в его сердце и поэзии:
Ой ты, Русь, моя Родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Веселая твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
Искренняя любовь к родной земле, выразившаяся в своеобразных
переживаниях и настроениях, придала его произведениям особое,
неповторимое, есенинское звучание, которое мы всегда различим в музыке
русской лирики.
В поэзии Есенина подлинно русские образы и картины, живая народная
речь, поистине здесь «русский дух» и «Русью пахнет»:
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою -
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
(«В хате».)
О материнской любви и любви к матери в русской литературе написано
много замечательных произведений. Лирическое стихотворение Есенина
«Письмо к матери» по праву занимает среди них одно из первых мест.
Образ матери, кровно связавший поэта с рязанской землей, усиливал
его любовь к родному краю.
«О Русь, взмахни крылами!» – приветствовал поэт воспрянувшую родину
в 1917 г.
Однако, воспевая справедливую разрушающую силу революции, Есенин
колебался в оценке нового, советского уклада жизни. Он знал и любил
старую Русь, её печальный образ по-прежнему владел его поэтическим
воображением:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Но как не дорог поэту образ «золотой бревенчатой избы», он не мог
полностью заслонить молодое лицо Советской родины. Новые мотивы
проникают в его поэзию, и сочувствие Советской стране начинает всё ярче
окрашивать произведения Есенина:
Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.
Посещение поэтом капиталистических стран в 1922 – 1923 гг. (он
побывал в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Америке) окончательно
убедил его в справедливости и превосходстве советского строя. Вернувшись
из заграничного путешествия, Есенин писал в августе 1923 г. в газете
«Известия»: «…я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство.
Пусть я не близок коммунистам как романтик в своих поэмах – я близок им
умом и надеюсь, что буду, быть может, близок и в своем творчестве».
В 1924 – 1925 гг. поэт обращается к советским темам. Интерес поэта
к советской тематике нашел свое выражение в более крупных лиро-эпических
жанрах: поэмах, балладах. В эти годы была написана поэма «Анна Снегина»,
«Баллада о двадцати шести».
В 1924 г. вместе со всем советским народом Есенин тяжело переживает
смерть В.И. Ленина. Он пытается запечатлеть в поэзии образ великого
вождя и создаёт стихотворение «Ленин (отрывок из поэмы «Гуляй-поле»)».
Владимир Ильич Ленин привлекает поэта своей величественной простотой:
...Застенчивый, простой и милый,
Он вроде сфинкса предо мной.
Я не пойму, какою силой
Сумел потрясть он шар земной?
Но он потряс!
Шуми и вей!
Крути свирепей, непогода,
Срывай с несчастного народа
Позор острогов и церквей.
В последние два года жизни Есениным созданы поистине замечательные
образцы русской лирики. Ряд стихотворений написан в форме поэтических
писем: «Письмо к матери», «Ответ», «Письмо сестре», «Письмо деду»,
«Письмо к женщине». В некоторых стихотворениях, как в «Письме к
женщине», поэт искренне рассказывает о себе, о былых колебаниях и о
горячем желании идти в ногу со своим народом:
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше,
За знамя вольности и светлого труда
Готов идти хоть до Ламанша.
В конце 1924 – начале 1925 г. Есенин находился на Кавказе. Поэт
сблизился с рабочими, журналистами; это благотворно повлияло на его
творчество. Тогда же им была написана одна из самых ярких глав его
лирической поэзии – цикл стихотворений «Персидские мотивы». Здесь часто
слышатся воспоминания о родине и русские напевы:
У меня в душе звенит тальянка,
При луне собачий слышу лай.
Разве ты не хочешь, персиянка,
Увидать далекий синий край?
. . . . . . . . . . . . . . . .
Заглуши в душе тоску тальянки,
Напои дыханьем свежих чар,
Чтобы я о дальней северянке
Не вздыхал, не думал, не скучал.
(«Никогда я не был на Босфоре».)
Сила и обаяние лирики Есенина в её правдивости, искренности и
задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной
природы и жизни, его русская душа и глубокая любовь к Родине.