Эпоха царствования Александра II и появление “новых людей”, описанных в романе Н. Чернышевского “Что делать?”
Эпоха царствования Александра II и появление “новых людей”, описанных в романе Н. Чернышевского “Что делать?”
Эпоха царствования Александра II и появление “новых
людей”, описанных в романе Н. Чернышевского “Что делать?”
В
конце царствования Николая I страна буквально задыхалась в тисках полицейского
режима: во всех российских университетах были закрыты кафедры философии, и даже
попытки перевода на живой русский язык книг Священного писания воспринимались
как дерзкий вызов устоям общества. Протоиерей Г. П. Павский, преподававший в
Петербургской духовной академии, был осужден церковным судом за то, что перевел
на русский язык несколько книг Библии и использовал эти переводы на занятиях со
студентами. В этой удушливой атмосфере окончательно сложились основные направления
русской общественной мысли и получил последнюю закалку политический и идейный
радикализм, который со всей решительностью заявил о себе при Александре II.
Вопросом,
неизменно волновавшим просвещенное русское общество, было отношение к религии.
В 40-е годы в русскую гуманистическую мысль, которая шла по пути секуляризации,
то есть обособления от религии и Церкви, входит идея социализма. Именно эта
идея впоследствии выступила в качестве заменителя религиозного мировоззрения.
Когда в русской жизни произошел сдвиг в сторону демократизации (освобождение
крестьян в 1861 году), различные течения секуляризма становятся более смелыми и
активными. Однако, даже принимая формы богоборчества, эти движения были связаны
с напряженными духовными исканиями, с потребностью удовлетворить религиозные
запросы масс. В 1848 году 20-летний Чернышевский записывает в своем дневнике:
“Что, если мы должны ждать новой религии? <...> очень жаль мне было бы
расстаться с Иисусом Христом, который так благ, так мил своей личностью, любящей
человечество”. Но уже несколько лет спустя на страницах своего романа он
предается возвышенным грезам о грядущем Царстве Добра и Справедливости, где нет
никакой религии, кроме религиозно окрашенной любви к человеку...
Идеи
Фурье, Сен-Симона и прочих французских социалистов-утопистов пользовались в то
время огромной популярностью. (Ими был увлечен и Чернышевский, описавший в
романе “Что делать?” жизнь коммуны, созданной Верой Павловной под влиянием
“фаланг” и “фаланстер” Фурье.) Однако, кроме кружка петрашевцев, мирно
изучавших произведения Фурье (в этот кружок входил Достоевский), уже
формировались и другие, более радикально настроенные группы молодежи из
разночинцев. После неудачной Крымской войны 1854—1855 годов, всколыхнувшей все
русское общество, эта молодежь заявила о себе в полный голос и заговорила
языком, которого до сих пор не слышали в России. Яркий образец такого языка мы
находим в творчестве Чернышевского, типичного представителя нового поколения
борцов за свободу и искателей всеобщего счастья.
Чернышевский
был их идейным вождем, и его мировоззрение, словно зеркало, отражает черты
“новых людей”, образы которых он нарисовал в своем романе, их “учебнике жизни”.
Для нового поколения характерно, что оно стоит в резкой оппозиции к
предыдущему. Оно упрекает своих предшественников в романтизме, смеется над
культом искусства и любовью к отвлеченному мышлению. Новое поколение защищает
реализм, ищет опоры в знании, что порождает чуть ли не религиозное поклонение
“точным” наукам, особенно естествознанию. К искусству разночинцы предъявляют
совсем иные требования: оно должно указывать пути жизни и воспитывать общество
в духе новых, прогрессивных идей. Верховным принципом мора ли становится у них
вера в личность и ее творческие силы, защита “естественных” движений души и
наивная вера в теорию “разумного эгоизма”, которой уделено столько серьезных
рассуждений в романе “Что делать?”.
Трагический
путь Чернышевского показывает основное противоречие, раскалывавшее сознание
“новых людей”: они были мечтателями и идеалистами, но хотели верить лишь в
“пользу”; они вдохновлялись верой в Идеал, но при этом готовы были свести к
элементарной физиологии все человеческие чувства. Им не хватало культуры
мышления, однако они презирали его, считая мысль, не связанную с практической
пользой, бессмысленной. Они отрицали всякую религиозную веру, а сами свято
верили в свои утопические мечты и, подобно Чернышевскому, приносили себя в
жертву будущему, отрицая само понятие жертвы...
В
стихотворении, посвященном Чернышевскому,
Некрасов
написал:
Его
послал Бог Гнева и Печали
Рабам
земли напомнить о Христе.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/