...Россия может
гордиться своими лирическими поэтами. Из ныне живущих первое место...
принадлежит Фету...
Владимир
Соловьев
Афанасий Фет...
Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает глубокие
мысли, дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова. Когда я
впервые прочитала его лирическую пьесу "Шепот, робкое дыханье...", то
почувствовала какое-то особое настроение, прилив жизненной силы. Шепот, робкое
дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья... Именно это
стихотворение стало "самым фетовским", своеобразным поэтическим
"автопортретом". Ведь это просто чудо!
Стихотворение
построено на одних назывных предложениях, ни одного глагола. Только предметы и
явления, которые следуют одно за другим. В то же время предметным и
вещественным стихотворение не назовешь. Это и есть, может быть, самое
удивительное неожиданное. Предметы у Фета непредметны. Они существуют не сами
по себе, а как знаки чувств и состояний. Они чуть светятся, мерцают. Называя ту
или иную вещь, поэт вызывает у нас не конкретное представление о самой вещи, а
ассоциации, которые привычно могут быть с нею связаны, главный смысл — между словами,
за словами. Именно за словами развивается и основная тема стихотворения:
чувство любви, чувство тончайшее, невыразимое: Ряд волшебных изменений Милого
лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря,
заря!.. Так о любви до Фета еще никто не писал.
Тема старая,
более того — вечная. А от фетовских строк веет свежестью и новизною. Фет писал:
"Под новизною я подразумеваю не новые предметы, а новое их освещение
волшебным фонарем искусства". И вот читаем его стихотворение "Я пришел
к тебе с приветом...": Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце
встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес
проснулся...
Необычно уже
само начало стихотворения, необычно по сравнению с принятой тогда нормой в
поэзии. Ведь начальная фраза фетовского стихотворения совсем неточная и даже не
совсем правильная: "Я пришел к тебе с приветом, /Рассказать...".
Позволил бы себе так сказать Пушкин? Но именно эта неточность создает не только
неожиданные, но и яркие, волнующие образы. Создается впечатление, что поэт
вроде бы специально и не задумывается над словами, а они сами к нему пришли. И
это оказывает сильное художественное воздействие. А как прекрасен его пейзаж!
Перед нами предстает русская весна: Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом;
Опять весна душистая Повеяла крылом.
Мы чувствуем,
как радуется приходу весны поэт, как волнуется и блаженствует его душа. Сколько
голосов на лугу, в саду, в поле славят лето! Пение птиц, звон ручья, треск
кузнечиков, жужжание пчел сливаются в радостную музыку. Строчки Фета вбирают ее
в себя и тоже начинают звучать напевно, мелодично. Даже у ночной тишины есть
своя музыка: Ночь нема, как дух бесплотный, Теплый воздух онемел...
А вот картинка
зимы в современной Фету деревне. Невольно обращаешь внимание, сколько
подробностей деревенского быта любовно запечатлел Фет. Вот утро севера —
сонливое, скупое — Лениво смотрится в окно — и серый дым ковром Тихонько
стелется над кровлею с коньком. Строчки у стихотворения длинные, неторопливые —
ведь они изображают "сонливое" зимнее утро.
У Фета нет
деревьев, растений, птиц и насекомых вообще. Его флора и фауна всегда конкретны
и определенны. В поэзию входят наблюдения человека, который определяет по
голосу не только то, какая птица поет, но и где она находится: И слышу я, в
изложине росистой Вполголоса скрипят коростели.
Новизна
изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, именно
этот стиль давал возможность заострить и умножить изобразительную силу слова.
Вот начало стихотворения: Над озером лебедь в тростник потянул, В воде
опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре потонул, Меж двух изгибаясь небес.
Лес описан таким, каким он представился взгляду поэта: лес и его отражение в
воде даны как одно целое, как лес, изогнувшийся между двумя вершинами,
потонувшими в заре двух небес.
Поэт очень
музыкален, его стих часто уже самим подбором звуков создает у нас то или иное
настроение. "Что не выскажешь словами, звуком на душу навей", — писал
Фет. Его поэзия завораживает нас своим звучанием. Она отражает живую жизнь,
одновременно раскрывая внутренний мир человека, красоту русской природы,
воспитывает любовь к русским просторам, выражает радость и светлую
восторженность. Афанасий Фет вошел в историю русской поэзии как оригинальный поэт-лирик,
мастер лирической миниатюры. Его стихи поражают яркостью и сочностью красок,
большим эмоциональным накалом. И как не согласиться с высокой оценкой
мастерства А. А. Фета, данной Н. Г. Чернышевским: "Кто не любит его, тот
не имеет поэтического чувства".
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/