Лондон Джек [Jack London, 1876-1916] -
североамериканский писатель. Родился в семье обедневшего фермера. Молодые годы
писателя полны лишений, труда и приключений. Еще посещая школу, он разносит
газеты, затем уходит работать на консервную фабрику; непосильный труд вынуждает
его скоро бросить фабрику, он становится "устричным пиратом".
Ловкость и отвага Лондона побуждают правительственных чиновников завербовать
его. Должность полицейского агента однако ему не по душе, и в 1893 он уезжает
матросом в Японию. По возвращении работает на джутовой фабрике, электростанции
и т. д. К этому времени относятся первые лит-ые опыты Лондона: он пишет мелкие
очерки и рассказы (за один из них получил премию от одного еженедельника). В
1894 уходит странствовать с армией безработных ("Армия Келли"), а с
ее распадом становится бродягой, скитается по Соединенным штатам, отбывает
наказание в тюрьме. Тюрьма, судебный процесс, который против него был возбужден,
годы бродяжничества и марксистская лит-ра обнажили перед автором классовую
сущность капиталистического строя. Лондон становится приверженцем социализма,
начинает учиться, но с ухудшением положения семьи вынужден опять приняться за
физический труд - работает в прачечной и т. д. В 1897 уезжает на золотые
прииски на далекий Клондайк; здесь он пишет серию рассказов о дальнем севере,
которые сразу выдвигают Джека в ряды известных писателей. Он становится
писателем-профессионалом.
В 1902 Лондон в Англии, как корреспондент знакомится с
жизнью низов Лондона; эта поездка дала ему материал для книги "Люди
бездны" (People of the Abyss). По возвращении в Америку Лондон читает в
разных городах лекции, преимущественно социалистически-пропагандистского
характера, и организует отделы "Общестуденческого об-ва". В 1907
писатель предпринимает кругосветное путешествие. К этому времени, благодаря
большим лит-ым гонорарам, Лондон становится состоятельным человеком. Перед
смертью писатель вышел из социалистической партии Америки, главным образом
из-за ее протеста против войны. Лондон был крайне посредственным политическим
деятелем, и его социализм насквозь мелкобуржуазен с наслоениями
индивидуалистического анархизма. Наиболее обширная биография писателя написана
его женой Чармиан Лондон ("Жизнь Джека Лондона", есть сокращенный
русский перевод, изд. "ЗИФ"), извратившей и "подкрасившей"
общественное лицо Лондона, переродившегося в буржуазного писателя.
Первыми произведениями Лондона, вышедшими отдельными
изданиями, были сборники новелл: "Северная Одиссея" [1900], "Бог
его отцов" [1901], "Дети мороза" [1902] и роман "Дочь
снегов" [1902]. Они изображают приключения, жизнь и быт
американцев-золотоискателей на дальнем севере. Яркая идеализация этой жизни и
противопоставление ее спокойствию, тупости и ограниченности остального
буржуазного общества - характерная черта, объединяющая перечисленные сборники.
На первом плане - сильная личность и ее борьба с природой, борьба, в которой
индивидуальность закаляется, теряет свою мещанскую ограниченность, возрождаясь
физически и духовно. Значительное место в этих произведениях занимают
столкновения белых с туземцами-индейцами. Лондон подходит к этой проблеме как
идеолог белого поработителя: он хотя и видит иногда хищническую политику белого
по отношению к туземцам, но увлечен его мощью. И туземцев писатель
рассматривает лишь как массу, аналогичную природной стихии, с которой сильная
буржуазная личность ведет борьбу.
Все эти темы и мотивы характерны и для последующих
произведений Лондона Писатель в одно и то же время работал над различными
темами (например в период 1907-1909 он пишет: авантюрно-бродяжническую повесть
"Дорога", социалистический роман "Железная пята" и
ярко-индивидуалистический автобиографический роман "Мартин Идэн"). Наиболее
ярки в социальном отношении романы и новеллы Лондона, тематически связанные с
жизнью и бытом американской городской мелкой буржуазии, идущей к пролетаризации
("Лунная долина", "Игра" и мн. др.). На фоне этой мещанской
среды, из ее недр выделяется герой - сильная личность, недовольная своим
угнетенным положением в окружающем капиталистическом обществе (молодой возчик в
"Лунной долине", матрос в "Мартине Идэне", цирковой борец в
"Игре" и т. д.). Все они охвачены жаждой подняться на вершины
капиталистической лестницы. Характерна уже самая социальная среда, куда
стремятся проникнуть герои Лондона. Они тянутся либо к умственному труду
("Мартин Идэн"), где легче всего проявить свои личные дарования и
достигнуть буржуазного благополучия, либо к труду земледельческому. Ради последнего
герой "Лунной долины" оставляет город, возрождая традиции
фермеров-отцов, поглощенных капиталистическим городом; героев Лондона наконец
привлекает буржуазно-культурная обеспеченная жизнь в самом городе
("Игра"). Но в условиях капиталистического общества эти попытки
выбраться из подавленной мелкомещанской среды в более независимые слои чаще
кончаются разочарованием и гибелью. Герой "Игры" погибает накануне
осуществления своих замыслов; Мартин Идэн разочаровывается в том идеале, к
которому он стремился, и кончает жизнь самоубийством. Желаемая цель достигается
лишь путем отрыва от реальных условий. Конец "Лунной долины" полон
вымысла и насквозь идеализирован. Взоры героев-искателей устремляются прежде
всего в колониальные страны, где осталась еще широкая возможность к накоплению,
где личная сила, предприимчивость имеют гораздо больше значения, нежели в
обществе с высоко развитыми капиталистическими отношениями. Здесь Лондон
выступает как апологет захватнических тенденций Америки идеализируя и
романтизируя хищничество империалистов. Писатель выступает как идеолог
носителей капитализма в колонии. Он показывает, как в борьбе с природной
стихией, с дикарями-туземцами индивидуальная сила и способности героя находят
свое полное применение. Писатель сильно идеализирует своих героев и на золотых
приисках северного Клондайка и на полудиких островах Великого океана и т. п.
С такой же идеализацией и воодушевлением он изображает
и безграничные океаны с их полудикими островами (сборники новелл "Когда
боги смеются", "Сказки южных морей", "Островные
рассказы" и др.; романы: "Морской волк",
"Приключение", "Сын солнца", "Мятеж на Эльсиноре"
и др.), куда устремляются предприимчивые герои. Социальную сущность этой
категории персонажей характеризует роман "Приключение", где они
показаны как "младшие сыновья" капиталистической семьи, которым тесно
на родине и которые, как об этом говорится в английской песенке, стремятся
"обрести" свой очаг и "седло" в колониях, эксплоатируя и
подчиняя себе туземцев-рабов. Чтобы оправдать эксплоатацию, Лондон целиком
принимает империалистическую философию господства личной силы и признания
физического, умственного, расового, имущественного и т. п. неравенства людей,
разделение их на "господ, погонщиков-рабов и рабов". Этот цикл
произведений Лондона богат также зарисовками отдельных ярких человеческих
характеров, сложившихся в условиях борьбы с природой и обществом (тип
"морского волка"), ловких, сильных колониальных дельцов (тип
"сына солнца").
Следующая небольшая группа произведений Лондона
изображает все тех же героев, но уже достигших более высокого
материально-культурного уровня и стремящихся лишь приумножать богатства и
наслаждаться благами жизни ("Маленькая хозяйка большого дома",
отчасти "Островные рассказы" и др.). "Маленькая хозяйка"
является подлинной апологетикой капиталиста-дельца, в образе предпринимателя
Дика Фореста. Лондон восхваляет его умение вести крупное предприятие и т. п.
Подобного рода идеализацию можно наблюдать и в романе "Сын солнца" и
др. Непосредственная борьба с природной стихией и обществом в обрисовке этих
образов не играет существенной роли; она переносится в "форгешихте"
героя. Основными же мотивами произведений, с одной стороны, являются мотивы
крупного капиталистического делячества и предпринимательства, с другой - "мирной
жизни": любовь, устройство дома, спорт и т. д. Этими гранями творчество
Лондона тесно соприкасается с огромнейшей лит-рой самодовольного обеспеченного
мещанства. Это естественно, так как верхи мещанства - это социальная прослойка,
к которой после всех мытарств, борьбы, исканий и т. д. скатывались в
конце-концов "сильные личности". Другого пути для поднимающегося с
мещанских низов предпринимателя-собственника нет. Однако Лондон - певец не
только радости, достижений и довольства, но и разочарования ("Мартин
Идэн") - не мог не искать и другого выхода для своих "сильных
личностей". Эти поиски других путей имели корни в социальной
действительности. Неустойчивое положение американской мелкой буржуазии конца
XIX и начала XX веков, надежды выбиться вверх, порождаемые быстрым общим
подъемом капитализма в Америке, с одной стороны, и усиливающееся поглощение
мелкой буржуазии крупным капиталом, ее пролетаризация - с другой, - все это
порождало наряду с идеализацией личного успеха, силы, наряду с теорией
неравенства людей, наряду с апологетикой капитализма также и известную
склонность к восприятию социалистических теорий, лозунгов классовой борьбы и
революционного преобразования капиталистического общества. Лондону принадлежит
также ряд произведений, посвященных пропаганде социализма. Наиболее ярким из
них (если не считать ядра мелких очерков и статей) является роман
"Железная пята".
Путь от прославления сильной личности к изображению
классовой борьбы имеет свои этапы в творчестве Лондона Первый этап - наиболее
непосредственный протест сильной индивидуальности против поглощающего ее
капиталистического общества - уход на "дно", в свободную жизнь
бродяги. Таков герой автобиографической повести "Дорога", который
однако к концу своих странствий приходит к выводу, что бродяжничество - лишь
иллюзия свободы, что "дорога - не выход". Герой повести советует
своему другу бросить "дорогу" и искать других путей. То же самое
"дно", но уже не с точки зрения анархиста-индивидуалиста, искателя
приключений (герой "Дороги" еще очень близок всем остальным искателям
Лондона) изображает книга Лондона "Люди бездны". В ней каждый образ
показывает и доказывает необходимость перестройки капиталистического общества
для исцеления "язв человеческой культуры". В конечном счете сильный
человек в своей борьбе в одиночку совершенно беспомощен. Следующий атап Лондона
- осознание необходимости классовой борьбы для перестройки общества. В этом
отношении помимо ряда мелких произведений наиболее характерен роман
"Железная пята", являющийся яркой художественной иллюстрацией ко
многим положениям научного социализма (главным образом теории вытеснения и
гибели средних слоев мелкой буржуазии). Несмотря однако на это и на пафос
борьбы, названный роман, как и все социалистические произведения Лондона, далек
от пролетарского мировоззрения и вскрывает мелкобуржуазную основу
социалистических тенденций в творчестве писателя. Прежде всего здесь
обнаруживается непонимание писателем того, что социализм может быть завоеван
лишь борьбой пролетариата, по существу - неверие в силы пролетариата: рабочие
большей частью изображаются как "звери бездны", терпящие в
конце-концов поражение. Борьба масс в этом романе в сущности роли не играет:
тот же образ сильной личности, хотя и в социалистическом одеянии, стоит в
центре не только романа, но и всей борьбы за социализм. Осуществление
последнего - дело героических, сильных, преданных личностей. Социализм Лондона
- лишь "земля обетованная", куда стремятся спасающиеся от невзгод
капиталистич. общества одаренные индивидуальности из мелкобуржуазной среды.
Лондон - автор также ряда чисто автобиографических
очерков, как "Путешествие на Снарке", антиалкогольный роман,
"Джон Барлейкорн", "Приключения рыбачьего патруля" и мн.
др. Лондону принадлежит ряд повестей и рассказов, изображающих животных,
главным образом собак ("Белый клык", "Джерри",
"Майкл" и др.). Во всех этих произведениях доминируют те же мотивы
личной силы, исключительности героя и т. д., которые характерны для всего
творчества Лондона в целом. Мотивы дикой силы первобытного естественного состояния
человека выступают в ряде фантастических произведений Лондона ("До
Адама", "Алая чума" и др.). Мотивы силы воли, способной к
самоотречению, способной противостоять всякому страданию тела, - в повести
"Куртка" (The Jacket). Последняя, наряду с общим для Лондона
прославлением превосходства белого человека и веры в бессмертие человеческого
рода, характеризует Лондона как мистика, уходящего от реалистического
изображения в мир мечты и фантазии.
Лондон написал и ряд брошюр, статей и публицистических
очерков, преимущественно популярно-социалистического характера. Наиболее
интересные из них: "Революция", "Борьба классов", "Как
я стал социалистом" и др. В некоторых статьях литературно-критического
характера Лондон преклоняется перед художественным талантом М. Горького.
По собственному признанию Лондон писал многие свои
произведения наспех, нередко по заказу буржуазных издательств, с целью
получения солидных гонораров. Так например был написан специально как
своеобразный сценарий роман "Сердца трех", полный фантастики и
мистики - элементов, также не чуждых и другим произведениям Лондона, но зато с
богатейшей сюжетной конструкцией. Лондон за небольшой сравнительно период
написал свыше 30 томов литературных произведений, очень неравноценных по
качеству. Среди них наряду с высокохудожественными произведениями есть целый
ряд слабых, недоделанных вещей и отдельных глав. Нередки у Лондона повторения,
копирование собственных образов и сюжетов, недоработка отдельных характеров и
т. д.
В американской лит-ре Лондон занимает несколько
обособленное промежуточное место между писателями XIX в., приверженцами так
наз. "наивного реализма" и реалистической лит-ой современностью,
ставящей и так или иначе разрешающей широкие социальные проблемы. Для этой
лит-ры Лондон своими наиболее значительными произведениями заложил прочный
фундамент; в основном место писателя - в общем потоке американской лит-ры,
потоке мелкобуржуазного реализма. Северная и морская экзотика писателя нашла
многочисленных подражателей и эпигонов в американской литературе, равно как и
бродяжническая литература. Нужно также отметить значение писателя как первого
(наряду с Синклером) крупного социалистического писателя Америки.
Критическая лит-ра о Лондоне крайне немногочисленна и
затрагивает преимущественно лишь биографию писателя. Наиболее правильную
характеристику творчества писателя дал В. М. Фриче в "Очерках развития
западных литератур" (3-е и послед. издания). Фриче правильно отметил между
прочим и художественную слабость социалистических моментов в творчестве Лондона:
"Публицистическая стихия, - пишет он, - подавляет здесь художественное
творчество... Лондон был кровно и духовно связан с совсем другой социальной
средой, чем рабочий класс, а именно - с деклассированными и пауперизованными
слоями американского фермерства и мещанства, в силу чего он создавал, как
живые, фигуры одиночек, людей примитивно-чувствующих и примитивно мыслящих,
социально неспаянных, далеких от всякого социального дела, но вместе с тем
крепких, рвущихся прежде всего к обогащению" (страница 231). Этой основной
черты героев Лондона - стремления к обогащению - не замечает Ф. Юнг,
апологетически изображая Лондона как подлинного "поэта рабочего
класса". Вообще подход Ф. Юнга к творчеству Лондона - поверхностный и
некритический. Ошибочно трактует проблему "натурромантизма"
("Лит-ра и пролетариат на Западе"), представляя
"натурромантизм" Лондона как своего рода "бегство назад, к более
естественным формам жизни", что "имеет свои традиции в классовой
борьбе рабочего класса" (стр. 56). Творческий путь Лондона шел, по мнению
Майца, от отсталых слоев пролетариата с его натурромантическими традициями
"в ряды мелкобуржуазной интеллигенции, а отсюда „назад“ к
пролетариату". Буржуазно-хищнические стороны творчества Лондона, наиболее
для него характерные, И. Майца совершенно игнорирует. Вводные статьи П. Когана
и П. Губера к изданиям сочинений Лондона ("ЗИФ" и Гиз) дают лишь
биографические данные (часто ошибочные, взятые из книги Чармиан Лондон), не
вскрывая конкретных классовых корней творчества писателя.
Список литературы
I. Собр. сочин. Дж. Лондона в изд. "ЗИФ", Гиз (12 тт. и отд. изд.), "Мысль", "Петроград" и др.; The Son of the Wolf, 1900;
The God of his Fathers, 1901; The Cruise of the Dazzler, 1902; A Daughter of
the Snows, 1902; Children of the Forest, 1902; The Kempton-Wace Letters, 1903;
The Call of the Wild, 1903; The Poeple of the Abyss, 1903; The Sea-Wolf, 1904;
The Faith of Men, 1904; Tales of the Fish Patrol, 1905; War of the Classes,
1905; The Game, 1905; Moon Face and other Stories, 1906; White Fang, 1906;
Scorn of Women, 1906; Road, 1907; Love of Life and other Stories, 1907; Before
Adam, 1907; The Iron hell, 1908; Martin Eden, 1909; Burning Daylight, 1910;
Lost Face, 1910; Revolution, 1910; Theft, 1910; Adventure, 1911; The Cruise of
the "Snark", 1911; When Gods laughs, 1911; South Sea Tales, 1911; A
Son of the Sun, 1912; The House of Pride, 1912; Smoke Bellew Tales, 1912; The
Valley of the Moon, 1913; The Night Born, 1913; The Abyssmal Brute, 1913; John
Barleycorn, 1913; The Mutiny of the "Elsinore", 1914; The Strength of
the Strong, 1914; The Star Rover, 1915; The Scarlet Plague, 1915; The little
Lady of the big House, 1916; The Acorn Planter, 1916; The Turtles of Tasman,
1916; Jerry of the Island, 1917; The Human Drift, 1917; Michael, Brother of Jerry,
1917; The Red one, 1918; On the Makaloa Mac, 1919; Hearts of three, 1920.
II. Юнг Ф., Дж. Лондон как поэт рабочего класса,
перев. А. Арион, "Книга", Л., 1925; Синклер Э., Мои собратья по перу,
Собрание сочинений Э. Синклера, т. VII, Гиз, Л., 1926; Губер П., Джек Лондон,
Биографич., очерк к изд. Гиз, т. XII, Л., 1926; Коган П., Джек Лондон (предисл.
к изд. Собр. сочин. "ЗИФ"); Фримен Дж., Дж. Лондон как революционер,
"На литературном посту", 1927, № 2; Ма?ца И., Литература и пролетариат
на Западе, Москва, 1927; Лондон Чармиан, Жизнь Дж. Лондона, "ЗИФ",
М., 1928; Данилин Ю., Джек Лондон учится писательству, "На литературном
посту", 1929, № 23; Фриче В., Очерк развития западных литератур, Москва,
1931; London Charmian (Kittredge), Book of Jack London, 2 vv., N. Y., Century,
1921.
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://www.londonjack.net.ru