«Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Характеристика Лаврецкого и Лизы Калитиной
«Дворянское гнездо» И. С. Тургенева. Характеристика Лаврецкого и Лизы Калитиной
«Дворянское
гнездо» И. С. Тургенева. Характеристика Лаврецкого и Лизы Калитиной
Иван Сергеевич
Тургенев — величайший русский классик, называли «певцом дворянских гнезд».
Писатель в черновой рукописи пометил, что «Дворянское Гнездо», задуманное в
1856 году, «вылилось» в роман в 1858 году. Анненков писал: «Тургенев обладал
способностью в частых и продолжительных своих переездах обдумывать нити будущих
рассказов, так же точно, как создавать сцены и намечать подробности описаний,
не прерывая горячих бесед кругом себя и часто участвуя в них весьма деятельно».
Новое произведение писателя не осталось незамеченным. Восторг перед романом был
единодушным. «Дворянское гнездо», по признанию автора, имело самый большой
успех, который когда-либо выпадал писателю на долю. В произведении читателей
критиков покоряла «светлая поэзия, разлитая в каждом звуке этого романа».
Страна
переживала новые времена (умер Николай I, окончилась поражением России Крымская
война). Перед обществом встал вопрос: как жить? «...Что же вы намерены делать?»
— спрашивает один из персонажей тургеневского романа, Паншин, у главного героя,
Лаврецкого. «Пахать землю,— отвечает Лаврецкий,— и стараться как можно лучше ее
пахать». Писарев отмечал, что «на личности Лаврецкого лежит явственно
обозначенная печать народности, Ему никогда не изменяет русский, незатейливый,
но прочный v. здравый практический смысл и русское добродушие, иногда угловатое
и неловкое, но всегда искреннее и неприготовленное.
Лаврецкий прост
в выражении радости и горя; у него нет возгласов и пластических жестов, не
потому, что он подавлял их, а потому что это не в его природе... У Лаврецкого
есть еще одно чисто русское свойство: легкий, безобидный юмор пронизывает собою
по чти каждое его слово; он добродушно шутит с другими и часто смотря со
стороны на свое положение, находит в нем комическую сторону. Он никогда не
впадает в трагизм; напротив, отношение его к собственной личности тут остается
юмористическим. Он добродушно, с оттенком тихой грусти смеется над собою и над
свои ми увлечениями и надеждами».
В своих
взглядах Лаврецкий близок славянофильству. (Направление, возникшее в 20-е годы
XIX века, отвергающее крепостное право, власть над человеком государственной
бюрократии. Славянофилы видели выход для России в народной русской душе и шире
— в славянской жизни.) «Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность
России... требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед
нею». В этом убеждении героя Тургенев выразил свое понимание времени, хотя
идеи, высказанные Лаврецким, во многом противоречили воззрениям автора.
Образ
Лаврецкого имел и особый смысл для Тургенева: он подлинно автобиографический
герой, но заключается это не в совпадении каких-либо внешних особенностей и
событий жизни героя и писателя (таковых очень немного), а во внутреннем их
сходстве. «Что могло оторвать его от того, что он признавал своим долгом,
единственной задачей своей будущности? Жажда счастья — опять-таки жажда
счастья!..— Ты захотел вторично изведать счастья в жизни,— говорил он
(Лаврецкий) себе,— ты позабыл, что и то роскошь, незаслуженная милость, когда
оно хоть однажды посетит человека. Оно не было полно, оно было ложно, скажешь
ты; да предъяви же свои права на полное, истинное счастье! Оглянись, кто вокруг
тебя блаженствует, кто наслаждается?»
Лаврецкий, как
и автор, пережил тяжелый кризис, укрепился в несчастье и научился без страха
глядеть в глаза надвигающемуся времени. Ему помогает изгнать из души «скорбь о
прошлом» «чувство родины». В прощальном монологе героя слышен голос Тургенева:
«...он, одинокий, бездомный странник, под долетавшие до него веселые клики уже
заменившего его молодого поколения — оглянулся на свою жизнь. Грустно стало ему
на сердце, но не тяжело и не прискорбно: сожалеть ему было о чем, стыдиться —
нечего». «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы,— думал он, и не было
горечи в его думах,— жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не
придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди
мрака; мы хлопотали о том, как бы уцелеть — и сколько из нас не уцелело! — а
вам надобно дело делать, работать, и благословение нашего брата, старика, будет
с вами. А мне остается отдать вам последний поклон — и хотя с печалью, но без
зависти, без всяких темных чувств сказать, в виду конца, в виду ожидающего
Бога: "Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!"»
Самоограничение
Лаврецкого выразилось и в осмыслении собственной жизненной цели: «пахать
землю», то есть не спеша, но основательно, без громких фраз и чрезмерных
претензий преобразовывать действительность. Только так, по убеждению писателя,
можно добиться изменения всей общественной и политической жизни в России.
Поэтому основные свои надежды он связывал прежде всего с незаметными
«пахарями», такими, как Лежнев («Рудин»), в более поздних романах — Литвинов
(«Дым»), Соломин («Новь»). Самой значительной фигурой в этом ряду стал:
(Лаврецкий, сковавший себя «железными цепями долга». Но даже более, чем
Лаврецкий, мысль о необходимости под-(чинить свою жизнь долгу связана с образом
Лизы Калитиной - одной из самых замечательных созданий Тургенева.
Писарев называл
Лизу Калитину «одной из самых грациозных женских личностей, когда-либо
созданных Тургеневым». Он считал, что писатель «показал в личности Лизы
недостатки женского воспитания» и «фантастическое увлечение неправильно понятым
долгом». Но это очень узкая трактовка образа героини - Лиза необыкновенно
цельная и гармоничная натура. Она живет: в ладу с миром людей и природы, а
когда теряет эту связь, т< j уходит служить Богу, не хочет идти ни на какие
сделки с совестью, это противоречит ее нравственным принципам, а через низ она
никогда не переступит. И это очень роднит Лизу Калитин? с Татьяной Лариной
(«Евгений Онегин»).
Внутренняя красота
Лизы заключена в полном и безусловное самопожертвовании, в остром ощущении
невозможности «основать свое счастье на несчастии другого». «Счастье не в одни:
только наслаждениях любви, а в высшей гармонии духа»,— в этих словах Ф. М.
Достоевского ключ к образу Лизы Калитиной Естественное и нравственное в
человеке часто находится i антагонистическом столкновении. Нравственный подвиг
— в самопожертвовании. Исполняя долг, человек обретает нравственную свободу.
Эти идеи очень отчетливо прозвучали в роман «Дворянское гнездо». Среди
«тургеневских девушек» Лиза Калитина занимает особое положение. Она также
обладает целостностью характера i сильной волей, но стремится она не к
общественно-практической деятельности, а к совершенствованию собственной
личности.
Однако она не
стремится отделиться от «мира всеобщего», пытается найти выражение их
взаимосвязи. Лиза ощущает н просто греховность своего стремления к счастью. Ее
пронзав чувство вины за несовершенство окружающей жизни и своего сословия:
«Счастье ко мне не шло; даже когда у меня был: надежды на счастье, сердце у
меня все щемило. Я все знаю, : свои грехи, и чужие, и как папенька богатство
свое нажил; знаю все. Все это отмолить, отмолить надо!» Она не знает, как
успокоить дух, если совершит «безжалостный, бесчеловечный поступок». Для нее не
может быть счастья «украденного» у других. Самопожертвование у Лизы имеет яркую
религиозную окраску. Как и о Лаврецком, Тургенев мог сказать о Лизе: «В данном
случае — таким именно образом, по моим понятиям, сложилась жизнь». Но эта жизнь
уже отживала свой век.
Пути Лаврецкого
и Лизы, без сомнения, для прогрессивных литературных критиков во второй
половине 50-х годов XIX века представлялись как пути, заводящие в тупик.
Лаврецкий очень похож на Обломова («Обломов»), героя романа Гончарова. Обломов,
подобно Лаврецкому, наделен прекрасными душевными качествами: добротой,
кротостью, благородством. Он не хочет и не может участвовать в суете окружающей
несправедливой жизни. Однако своих дел у Обломова, как и у Лаврецкого, нет.
Бездеятельность — это трагедия. Имя Обломова стало нарицательным при
обозначении человека, полностью неспособного к какой-либо практической
деятельности. Обломовщина сильна и в Лаврецком. «Ты байбак, и ты злостный
байбак,— кричит Лаврецкому его друг, Михалевич,— ты мог бы что-нибудь делать —
и ничего не делаешь; лежишь сытым брюхом кверху и говоришь: так оно и следует,
лежать-то, потому что все, что люди ни делают,— все вздор и ни к чему не
ведущая чепуха».
Но роман
«Дворянское гнездо» призывает избавиться от этой болезни. «Ни минуты отдыха, ни
секунды! Ни одной секунды! Смерть не ждет, и жизнь ждать не должна».
«Дворянское гнездо» несет в себе явный отсвет славянофильских идей. Славянофилы
считали черты, воплотившиеся в характерах главных героев, выражением вечной и
неизменной сущности русского характера. Но Тургенев, очевидно, не мог считать
достаточными для жизни эти черты личности своего героя. «Как деятель, он —
ноль» — вот что более всего беспокоило автора в Лаврецком. Проблема деятельного
начала в человеке — проблема острая для самого писателя и злободневная как для
его, так и для нашей эпохи. Поэтому роман «Дворянское гнездо» интересен и
современному читателю.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/