Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского
Духовные искания и открытия князя Андрея Болконского
Духовные
искания и открытия князя Андрея Болконского
Герои Л. Н.
Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на
хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто
ошибаясь в своих поисках.
Князь Андрей
Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа "Война и
мир". С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от
ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике. И в
военной службе, и в политической деятельности, и в свете, и, что самое
странное, в любви Андрей остается одиноким и непонятым. Замкнутость и
скептицизм — вот отличительные черты Андрея даже в его общении с любимыми
людьми: отцом, сестрой, Пьером, Наташей. Марья говорит ему: "Ты всем
хорош, Andre, но в тебе есть какая-то гордость мысли". Но он далеко не
человеконенавистник. Он всей душой желает найти применение своему уму и способностям,
"он так всеми силами души искал одного: быть вполне хорошим..." Но
его жизнь похожа не на поиски нового, а на бегство от старого. Острый ум
подталкивает его к деятельности, но внутреннее ощущение стихии жизни
останавливает, указывая на тщетность усилий человека.
Начинания
Андрея заканчиваются разочарованиями. Его искреннее желание служить родине,
делу сталкивается со всеобщим безразличием. Человек с трезвым и скептическим
умом, князь Андрей не мог найти себе места в среде лживого корыстолюбия и
льстивого карьеризма, царствовавших в светской и военной жизни. Его патриотизм
и ответственность за дело наиболее ярко проявляются на службе у Сперанского и в
войне 1812 года: "Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о
своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли "наш
князь", им гордились и его любили". Но постепенно он приходит к
выводу, что все его старания — не более чем суета.
Жизненный путь
князя Андрея — это история разочарований, но одновременно и история постижения
смысла жизни. Болконский постепенно избавляется от иллюзий — стремления к
светской славе, военной карьере, к общественно-полезной деятельности. Он в
споре с Пьером отрицает возможность преобразований даже в пределах имения.
Однако сам реформирует свое хозяйство и отпускает крестьян на волю, что было по
тем временам неслыханным новшеством. Главное в натуре Андрея Болконского —
честность и искренность, поэтому он боится громких слов и обещаний. Лучше
молчать и бездействовать, а если что-то делать, то тоже без лишних слов. Даже
со Сперанским он ведет себя настороженно, хотя в душе приветствует его
начинания. Всякие же разговоры о любви к "ближним" князь считает
ханжеством. Любить следует в первую очередь себя и своих родных. А, уважая себя
и поступая по чести, человек неизбежно будет полезен людям, во всяком случае,
не навредит им.
Ответственность
за других людей Андрей считает непомерным бременем, а принятие за них решений —
безответственностью и самовлюбленностью. Периоды разочарований сменяются у
князя Андрея периодами счастья и духовного возрождения. Таким счастливым
временем были для него бои при Аустерлице, служба в военной комиссии, любовь к
Наташе. Но на смену этим счастливым минутам опять приходило внутреннее
опустошение и разочарование. Один из самых важных вопросов, мучивших Андрея
Болконского, был вопрос о месте человека в жизни. Он убеждается в том, что все
происходит не по велению героев и вождей, а само собой, случайно или по воле
рока.
Особенно ярко
эта истина открылась ему накануне Бородинского сражения. Честный и откровенный
перед собой,-Андрей хочет такой же откровенности и ясности в ожидаемых
событиях: "Ежели война теперь, так война. Война не любезность, а самое
гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну". Он
постигает ценность жизни отдельного человека, от маршала до солдата. Ранение и
последовавшие после него предсмертные размышления переворачивают сознание
Андрея. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал
наружу, понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает
людей людьми. Умирая, он прощает и Наташу, и Анатоля Курагина, и весь мир со
всеми его недостатками.
Андрей
Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения.
Его жизнь — это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося
бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека.
Одинокий и самолюбивый герой, пусть даже очень умный и во всех отношениях
положительный, по мнению Л. Н. Толстого, не может быть полезен этому миру.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/