Русская
литература со времен Пушкина умела раскрывать психологию человека, его
сокровенные мысли и чувства.
Лев Николаевич
Толстой внес в психологизм русской литературы свое открытие, названное
Чернышевским умением передавать "диалектику души". "Люди, как
реки..." — говорил Толстой, подчеркивая этим сравнением многогранность и
сложность человеческой личности, изменчивость и непрерывное движение, развитие,
"текучесть" внутренней жизни людей.
По Толстому,
всякий результат человеческой жизни непреднамерен, стихиен. В событии всегда
участвует множество разнонаправленных стремлений и воль, они пересекаются и
сталкиваются между собой. Итак, есть ли внутренняя, необходимая мера в
человеческой жизни, между ее явлениями, между людьми целесообразная связь, или
связь эта хаотична, случайна?
В чем смысл
активности человека, жизненных усилий его? Вопросы эти решаются всем романом
"Война и мир", каждым его эпизодом. Путь, который проходят в романе
главные герои, — это поиски не одним разумом, а жизнью, судьбой ответов на
главные эти вопросы.
Очень разные
Пьер Безухов и Андрей Болконский, но каждому из них, каждому по-своему,
приходится на своем пути пройти через тяжелые моральные испытания, когда нужно
заново решать вопрос о смысле собственной жизни и ее связи с жизнью других
людей, с объективным порядком вещей, и вопрос этот оказывается так запутан и
осложнен, что уже, кажется, невозможно решить его положительно. В стихию человеческой
жизни со всей ее видимой пестротой и запутанностью отношений, позиций, точек
зрения, целей, как в пучину, погружается мыслью и душой
Пьер Безухов,
чтобы узнать: есть ли объединяющее начало, есть ли закон и цель в этом видимом
хаосе? Нестройность, несогласованность этой картины мира составляет страдание,
с которым проходит по жизни Андрей Болконский. Из разговоров Пьера и Андрея на
первых страницах романа "Война и мир" уже заметны те линии, по
которым пойдет жизнь одного и другого.
Рядом со старшим
другом Пьер расплывчат и рыхл со своим, по-видимому, бесцельным
философствованием, со своими вопросами: кто виноват, кто прав. Князь Андрей
разговаривает с Пьером, как человек действия; он объясняет, зачем идет на
войну: "Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь — не
по мне!" Он говорит о надеждах и силах, пропадающих в пустом светском
существовании.
Князь Андрей не
хочет допустить, чтобы случайности жизни распоряжались его судьбой. Он верит в
свое высокое назначение, и тем самым он, кажется, решил для себя общий вопрос о
целесообразности миропорядка и человеческой жизни — главный вопрос, который
исследуется и выясняется каждой строчкой романа Л. Н. Толстого. Князь Андрей
верит в свою звезду; он не случайно, без цели заброшен в мир, он верит в то,
что рожден для подвига и величия. Но ему предстоит пережить столкновение этих
иллюзий, воспринятых из примеров других времен, с реальностью его времени,
усложнившего и запутавшего человеческие отношения и все, казавшиеся недавно
ясными, понятия о величии, о подвиге, славе, о смысле людских усилий.
Князь Андрей
скажет позднее о себе во время свидания с Пьером в Богучарове, что он жил для
славы, то есть жил для других. "Ведь что же слава? Та же любовь к другим,
желание сделать для них что-нибудь, желание их похвалы". Князь Андрей
вначале ориентируется на этот героический канон; в его мечтах армия попадает в
безвыходное положение, и он один спадает ее и выигрывает войну — совсем как в
древних преданиях. Но в действительности история имеет более прозаический вид.
Болконскому откроется, что мировая слава Наполена венчает эгоистический
произвол, а действительный подвиг скромного капитана Тушина не будет увенчан
славой и останется неизвестен.
Жизнь
предстанет ему в несовпадении видимого и настоящего, и его собственное
героическое стремление в своем реальном значении и по настоящим своим
последствиям окажется чем-то не тем, что мечталось ему. Оно окажется гордой
обособленностью, отделяющей его от общей судьбы людей, вместо того, чтобы эту
судьбу решать, как подобает герою.
В критические
дни кампании 1805 года, пробираясь к штабу своей армии, уже обреченной на
поражение, Болконский с презрением смотрит на царящий кругом хаос, на
смещавшиеся повозки, утопающие в грязи, на картину беспорядка, паники, охвативших
войска. Ему оскорбительна эта картина, такой она являет контраст его
собственной героической настроенности: он едет, чтобы спасти армию. Когда
наступил долгожданный момент Тулона, Андрей бежит впереди со знаменем и,
раненный, падает вместе с ним. Потом его видит лежащим на поле битвы с древком
Наполеон и произносит: "Какая прекрасная смерть!" Однако слова
Наполеона доносятся до затуманенного слуха князя Андрея, словно жужжание мухи,
и похвала Наполеона, вчерашнего кумира, уже не нужна ему. И вот он, поверженный
навзничь, Уже не видит ничего вокруг, он видит только высокое небо над собой и
в нем одном находит величие и значительность, которых он ищет в жизни, но
которых не было в его вожделенном Тулоне.
Героическая
минута оказалась наполнена той самой мелочной суетой, которая ему была
оскорбительна в жизни. Честолюбивые планы, мечты о Тулоне и славе сами были
такой суетой — небо Аустерлица сейчас говорит Андрею об этом. Призрачность
официальной истории и внешнего героизма, соединенного с ней, становится
очевидна рядом с простыми необходимыми моментами человеческой жизни, значения
которых князь Андрей раньше не понимал, обольщаясь в истории ее поверхностной
стороной.
Однако простое
и такое глубокое для автора "Войны и мира" семейное счастье — то самое,
которое знают Ростовы, "мирное" счастье — не будет дано Андрею
Болконскому. Почти на его глазах, в тот самый момент, когда он вернулся домой,
умирает от родов жена; он ею пренебрегал, этой маленькой женщиной, презирал в
ней светскую пустоту, но он слишком многим пренебрегал и был высокомерен к
обычным, невыдающимся людям.
Позже он скажет
Пьеру, что был виноват перед женой и надеялся оправдаться. Жизнь не дает
оправдания и простого счастья, нужного каждому человеку; смертью маленькой
княгини она обвиняет гордость Болконского, отвлеченность его высоких
стремлений. Андрей наказан страданием в тихой домашней жизни, которой он живет
после смерти жены и которой он впервые пожелал на поле Аустерлица. Но простая
жизнь непросто дается Андрею. Она дается ему со страданием, тайная ее глубина и
значительность для него не открыты.
Князь Андрей
ищет в жизни справедливость и совершенство. Навсегда непереходим для него
разрыв — "небо" и земная реальность. Он видит небо, глядя поверх
человеческой жизни. Этот разрыв — трагическая тема образа Андрея Болконского.
Князя Андрея навещает в его деревенском уединении Пьер Безухов. Между друзьями
идет разговор о главных вопросах не только их собственной, но вообще
человеческой жизни. Однако перед нами не отвлеченная дискуссия, а диалог очень
неодинаковых личностей. Страницы, посвященные свиданию в Богучарове, — одни из
самых философски глубоких и вместе с тем художественно обаятельных в романе
Толстого. Вот к чему непрестанно возвращается разговор как к своему центру,
главному содержанию: что такое добро, справедливость, правда не в
относительном, личном смысле, а в абсолютном, объединяющем, общем для всех? И
существует ли это общее? Своя мечта, своя правда у каждого человека при
отсутствии общей правды, необходимость и разумность меры добра и зла, того
нравственного закона, что именно и является смыслом и целью всех жизненных
поисков Андрея и Пьера. Однако восторженно-отвлеченные речи Пьера не действуют
на Болконского.
Князь Андрей
строг в своем отношении к жизни, он не хочет больше самообманов, гонит прочь
утешения, он нарочито сухологичен, ему нужна только истина. Но какое-то
нелогическое чувство, скрытое от себя, осталось в нем, и оно говорит, что
истины, к которым он пришел, — не абсолютные истины. "Зачем?" — вот
великий вопрос, вопрос о цели, о назначении человека, его жизни, событиях,
истории. Человеку недостаточно факта события, он хочет узнать: зачем? Жизнь не
проста, и этот вопрос мучает толстовского героя в самые критические моменты
жизни. Свидание с Пьером было для князя Андрея вехой, с которой началась его
новая жизнь во внутреннем мире. Приехав по делам в Отрадное, князь Андрей
впервые встречается с Наташей. Она пробудила в Болконском потребность простого
контакта с другим человеком — она была прежде закрыта князю Андрею, решавшему
для себя одного всеобщие проблемы человеческого бытия. До Аустерлица Болконский
стремился жить для других, отделяя себя от них, теперь же — жить вместе с
другими. "Чтобы не для одного меня шла моя жизнь", — вот постоянная
тема размышлений князя Андрея, главный, ведущий их мотив. В Петербурге Андрей
во второй раз встречает Наташу Ростову на балу.
Он покинул свое
уединение и предался общественной деятельности; он занят службой в центре
подготовки гражданских реформ, близок к Сперанскому — новому "великому
человеку", которым он теперь увлечен; опять общественное стремление его
незаметно приняло форму прежних иллюзий; снова влечет его во внешние сферы,
"туда, где готовилось будущее". Но одна встреча с Наташей разрушает
все это. Разрыв с Наташей возобновляет страдание Болконского, то страдание от
неидеальности жизни, которое он знал всегда. Наташа могла променять его на
пустого хлыща Курагина — это для князя Андрея последнее разоблачение всяких
идеальных иллюзий.
Ощущение краха
соединяется у Болконского с начавшейся войной, вторжением завоевателей, пожаром
Смоленска, разорением Лысых Гор, его родного гнезда. Грубое насилие, то же, что
сломало его судьбу, теперь играет свою пагубную роль в общей жизни людей. В
роковую минуту смертельного ранения, когда дымящаяся граната, готовая тотчас
взорваться, вертится волчком рядом с ним, страстный порыв любви к жизни
захватывает князя Андрея. Непосредственного ощущения жизни он не знал, а если
оно приходило, то разоблачалось потом как обман. В минуту ранения в первый и
единственный раз он испытал с такой силой непосредственное чувство к лугу,
пашне, струйке дыма.
В умирающем
князе Андрее идет борьба между любовью земною, мирской, ограниченной,
различающей, избирательной любовью к одному человеку, которая может быть
неотрывна от ненависти к другому, и абстрактной любовью, неразличающей,
беспредметной, безличной. Страсть к жизни, с яркой силой испытанная в минуту
ранения, затем заменяется абстрактной любовью к врагу. Но приходит Наташа, они
встречаются вновь. Возобновившаяся любовь к одной женщине привязывает опять к
жизни, вытесняя безразличное чувство любви вообще. В этой борьбе одолевает
абстракция, нечеловеческая любовь, одолевает смерть.
Неидеальная,
земная, мирская любовь требует от человека такого участия в жизни, которое для
князя Андрея было всегда тяжело, невозможно. И все же есть основания
утверждать, что если б автор оставил своего героя живым, то он был бы одним из
тех, кто в 1825 году вышел на Сенатскую площадь в Петербурге.
Совершенно
иначе складывается жизнь Пьера Безухова. Вот он перед нами в момент разрыва с
женой, после дуэли с Долоховым. Этот момент для Пьера — итог его отношений с
великосветским обществом. Его тревожат не столько личные вопросы, сколько
глобальные проблемы вообще: "Кто прав? Кто виноват? Никто". После
объяснения с женой он едет в Петербург, продолжая думать все то же; он не
понимает, глядя на других людей, каким образом все они могли жить, не разрешив
тех вопросов, которые занимают его. "Все в нем самом и вокруг него представлялось
ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. В нем самом и вокруг него это
для Пьера одно и то же. Его личное существование должно быть оправдано
целесообразным устройством мира, и утрата этого чувства высшей целесообразности
означает личное несчастье Пьера, тупик, почти невозможность жить. Пьеру
определено собственным опытом и судьбой анализировать и распутывать, искать
выход к общей правде через иллюзии и разочарования.
Такой иллюзией
станет масонство, которое войдет в судьбу Пьера в тяжелейшую минуту полной
потерянности. Но позже, когда придет разочарование в масонстве, еще
безнадежнее, кажется, будет тот новый тупик, в котором очутится Пьер и из
которого только через испытания войны и плена ему суждено будет выбраться.
Двенадцатый год — совсем другое состояние жизни Пьера, отличающееся от разнобоя
мыслей, который царил в душе героя в Торжке. Теперь, под Бородино, на место
парадоксов встает действительное противоречие. Именно в плену, в лишениях и
недостатках, Пьер научился ценить непосредственную жизнь, существование как
процесс.
В результате
сближения с простыми солдатами, в результате знакомства с Платоном Каратаевым
Пьер приходит к тому заключению, что несчастье людей происходит "не от
недостатка, а от излишка". Излишек здесь — не только материальные
преимущества, отделяющие господ от народа, но также излишек духовной,
внутренней жизни: искания, развития, "диалектика души". Это все
несвойственно им, простым людям, солдатам, крестьянам. Им как бы дано
непосредственно, прямо, стихийно то знание смысла существования, к которому
ищущие герои "Войны и мира" пробиваются долго и трудно. Среди
запутанной сложности жизни герои Толстого ищут ее простое и общее содержание.
1812 год и становится таким проясняющим все событием.
А каков в
эпилоге Пьер? Он вернулся во многом к "докаратаевскому" своему
состоянию, к себе самому, к своим беспокойным вопросам, сомнениям. Пьер
приходит в тайное политическое общество. В "Войне и мире" жизнь
подводит чему-то итог, как, например, стремлению князя Андрея к славе, — и к
эпилогу кажется, что уже подведен итог всему; но то, что было снято и
подытожено, возобновляется, делается опять актуальным, живым. Своей концовкой
"Война и мир" — открытая книга: последние слова повествования — это
мечты ребенка, планы жизни, которая вся впереди. И кто знает, может быть,
Николенька Болконский, дети Безухова и их ровесники так же будут мучиться
мыслями о своем предназначении, о счастье, славе, как это было с их отцами?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/